Мы поговорили о формальном подходе к богословию и к формированию церковной иерархии. Теперь очередь повседневной практики церкви, того благочестия, которое насаждается сегодня в нашей церкви.
Именно сейчас очень удачный момент, чтобы поговорить об этом, потому что карантин обнаружил в церковной жизни болезненное противоречие. Можно или нельзя "спастись без церкви", без похода в храм каждое воскресенье? А как же причастие? А можно ли служить литургию в интернете? Где границы допустимого, и, самое главное, чем они определяются?
Но, конечно, вряд ли кто осмелится сказать: "Границы определяются вашей совестью и вашей верой, вашей сегодняшней религиозной потребностью". Казалось бы, чего уж проще: веришь ты, что онлайн-литургия есть настоящее таинство - по вере твоей да будет тебе. Или не будет. Но пусть это решит Христос, а не мы. Он причастит тебя - или ты просто съешь хлеб с вином. Он решит по твоему сердцу, а не по тому, все ли условия "правильной литургии" соблюдены. Почему так - нельзя?
А у нас все наоборот. Установлены правила для всего. Причем неподходящие - у церкви есть устав, определяющие и содержание нынешнего богослужения, и меру поста… и этот устав - монастырский! Да, в полноте он практически нигде никем не соблюдается. И человек оказывается загнан в постоянное чувство вины, потому что на него возложили неудобоносимое бремя, этакий чемодан без ручки: нести невозможно, а бросить страшно - какой же ты после этого православный?
Все эти внешние вещи почти никак не помогают человеку обрести мир, радость, любовь. Зато вполне способны наградить его неврозом или фарисейской спесью, если ему-таки удастся просидеть среду и пятницу Великого Поста на сухоядении.
Почему бы просто не отдать вопрос о посте, о его мере и времени самим людям? Может быть, современному человеку полезнее для души посидеть недельку без смартфона или бросить курить, чем провести 49 дней на картошке и макаронах?
Почему бы не отменить молитвенные правила - любые? Да-да, и перед причастием тоже. Почему бы не молиться своими словами или теми молитвами, которые захотелось прочесть именно сегодня?
Почему нельзя создать новую литургию в 21 веке? Что говорит уму и сердцу нашего современника текст, обращенный к жителю средневековой Византии? Нуждающийся в культурологических комментариях для своего понимания? Написанный на незнакомом большинству нынешних русских людей языке?
Мы боимся хоть чуть-чуть пошевелить наследие нашей церкви. Лучше завернуть в тряпочку и закопать, как бы чего не вышло..
А в результате люди приходят в Церковь ради встречи со Христом, а оказываются то ли в казарме, то ли в историческом музее.