Найти тему

Религиозный формализм. Часть 3. Иерархия

Продолжим разговор о формализме. Сегодня я хочу поговорить о церковной иерархии, а точнее о том, что попадание в эту иерархию тоже стало формальностью.

Сейчас мы в православии имеем ситуацию, при которой:

  • Священник назначается "сверху" и не имеет никакой связи с общиной, в которой ему предстоит служить. Ни священник, ни епископ не выбираются общиной.
  • Формируется "система", в которой люди, лишенные веры, совести и нравственных ориентиров, имеют возможность протаскивать друг друга на ключевые посты. Поэтому - п. 3
  • Место христианина в иерархии и его духовное совершенство - вещи никак не связанные между собой. Увы, сегодня даже люди, далекие от церкви, наслышаны о сомнительном моральном облике некоторых священнослужителей, потому что скандалы, связанные с жадностью иерархов и другими пороками, были очень громкими.
  • В церкви культивируется чрезмерный авторитет священника и епископа, налагающий на него слишком большую ответственность. (Хотя основным авторитетом для христианина должна быть его совесть). Для некоторых священников такая власть становится серьезным духовным испытанием, они считают себя вправе высказываться от имени церкви, чуть ли не от имени Бога по самым разным вопросам. Критическое отношение к собственному мнению исчезает. В результате мы имеем такие публичные высказывания некоторых священников, что просто не знаешь, смеяться или плакать. А сколько такого вот не попадает в СМИ, зато льется в уши прихожан во время проповедей!
  • Епископская власть сегодня дает возможность безнравственным людям ломать судьбы священников, потому что эта власть ничем не ограничивается. А пользы от такой власти что-то совсем не видно.
  • "Священников и епископов осуждать нельзя" - эта мантра повторяется из каждого церковного утюга. Дескать, гордыня это великая. Нельзя о церковном начальстве говорить и даже думать что-то плохое! Что ж, осуждать грешника вообще нельзя - какое бы место в церкви он ни занимал. А вот замалчивать грехи и преступления пагубно - в результате этого замалчивания и "неосуждения" авторитет церкви в обществе упал ниже плинтуса и проповедь православия стала невозможна.

Как можно было бы устранить эту проблему?

Шаг совсем революционный - устранить священство как институт вообще. Собрались где-то христиане в количестве более одного? Отлично. Тот, кого собравшиеся сегодня посчитают самым достойным, возглавляет нынешнее богослужение. Все, не нужен больше епископ, распоряжающийся жизнями священников и их семей. Нет необходимости в "требах" для священника, чтобы прокормиться. Нет епархиальных взносов, нет нужды угождать начальству, не нужен церковный суд… Тем, кто считает, что это слишком смелый шаг потому, что литургию абы кому совершать нельзя, я хочу напомнить, что даже сегодня любой православный христианин (даже, о ужас, женщина!) имеет право в экстренной ситуации провести таинство крещения, и оно будет действительно. Если крещение можно, то почему литургию нельзя?

Слишком радикально? Что ж, вот вариант помягче: выборы священника непосредственно общиной без учета мнения начальства. Выборы архиерея священниками. Запрет на перевод священнослужителей в другую общину. Отмена формальных ограничений - если община признала человека достойным сана, то никаких дополнительных условий быть не должно. Священник должен иметь светскую специальность, которая будет его основным источником дохода. Ура, больше никаких "попов на мерседесах" и прочее...

Предупреждаю: я не предлагаю учинить в церкви некую революцию. Да и как демонтировать современную вертикаль власти в церкви? Любые попытки что-то изменить приведут к расколу. Я не вижу конструктивного пути к реализации этих мер, увы. Но мы, верующие, можем, по крайней мере, чувствовать себя внутренне свободными от распоряжений церковного начальства, если они приходят в разногласие с нашей совестью. Мы не обязаны отстаивать "честь мундира" и защищать лицемеров, развратников и хапуг от справедливого общественного порицания. Это первый, самый доступный шаг, который мы можем совершить. А любой, даже самый длинный путь начинается с одного шага.