Найти тему

Координация движения (в танцах и спортe)

Оглавление

Всем людям, которые занимались каким-либо видом активной деятельности, для здоровья или профессионально, известно это понятие. Так или иначе, мы знаем, что оно под собой подразумевает. Как насчет того чтобы перейти от "так или иначе" к четкому понимаю? Ведь лишних знания не бывает!

Согласно научной, учебной и популярной литературе непререкаемым авторитетом вот уже на протяжении нескольких десятков лет в области изучения движения, как механизма в целом, и координации в частности, является выдающийся советский психофизиолог и создатель физиологии активности, член-корреспондент академии медицинских наук СССР Н.А. Бернштейн. Не смотря на то, что основные работы ученого были написаны в середине прошлого века, свет они увидели только в 90-х и с тех пор актуальности не утратили. Именно на основе работ Николая Александровича на сегодняшний день пишется подавляющее большинство работ и методик, посвященных физиологии движения, изучению принципов построения движения, спортивной координации и смежным понятиям.

Кувырок вперед. http://sportfiction.ru/upload/import/books/1(210).jpg
Кувырок вперед. http://sportfiction.ru/upload/import/books/1(210).jpg

Со времени, когда понятия «координация движения» и «координационные способности» стали употребимы в спорте и танцах прошло не так много времени - 20-25 лет. В более ранний период повсеместно использовался термин «ловкость», введенный когда-то также Н.А. Бернштейном.

Авторы позже часто подменяли понятия и давали во всех трех случаях трактовку «ловкости», позже, словно, по негласной договоренности стали выделять ее структурным элементом координации движения. Это внесло некую сумятицу в понимание смысла терминов. В своих книгах «О ловкости и ее развитии» и «О построении движения» Н. А. Бернштейн указал на существующее различие в них. Согласно его размышлениям, если ловкость проявляется в двигательных действиях, выполнение которых осуществляется при неожиданных изменениях и осложнениях обстановки, то координационные способности (координация движения), по мнению автора, проявляются при осуществлении любого двигательного действия.

Матвеев Л.П. в учебнике «МЗЗ Теория и методика физической культуры» много лет спустя уточнил, что координационные способности - это «во-первых, способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий; во-вторых, способность перестраивать координацию движений при необходимости изменить параметры освоенного действия или переключении на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий».

Метание мяча. https://studfile.net/html/2706/563/html_99SYoSs2Hh._TYq/img-0By0RM.png
Метание мяча. https://studfile.net/html/2706/563/html_99SYoSs2Hh._TYq/img-0By0RM.png

Сложность управления опорно-двигательным аппаратом заключается, по мнению Николая Александровича Бернштейна, в том, что тело человека состоит из значительного количества звеньев, которые имеют различную степень свободы (суставы - об этом упоминалось в ранних статьях). По утверждению доктора психологических наук и известного нейрофизиолога Ю.И. Александрова все это разнообразия свободы можно свести к нескольким основным типам активности: обеспечение позы и равновесия, локомоция (передвижения) и произвольные движения.
Соответственно,
координация движения, исходя из этого, есть не что иное, как «преодоление чрезмерных степеней свободы органов движения, т.е. превращение их в управляемые системы». Если координация человека развита недостаточно, он стремится осуществить управление движениями звеньев тела путём фиксации значительного количества суставов. Это делает движений неловким и непластичным.

Совершенствование координации по Бернштейну это, прежде всего, следствие «окончательного созревания двигательного аппарата, усложнения и созревания двигательных центров коры головного мозга», которые в свою очередь приводят к увеличению точности движения и силе, а так же возрастание количеств усвоенных двигательных навыков.

Тут отличным примером может служить детская цепочка развития:

стоять→ходить→бегать→прыгать, где каждое следующее является усложнением предыдущего.

Структурное звено - навык

Здесь стоит остановиться и дать более пространное объяснение такой координационной структуре, как навык, раз уж о нем зашла речь.

Двигательный навык - «это освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи. Здесь мы не можем говорить только о последовательности следования нервно-двигательных импульсов».

Иными словами навык в координации, это индивидуально выработанный и закрепленный алгоритм решения какой-либо двигательной задачи. Например, мы одним и тем же образом берем ложку и подносим ее ко рту или ходим, ставим ногу на ступеньку и пр. Для воспитанников танцевальных коллективов это актуально при разучивании основных технических элементов того или иного направления танца. Увеличить количество этих элементов, типов движений, и усложнить их способны упражнения. При этом, упражнение ― «не повторение, а построение движения».

Аксиома для педагогов и их воспитанников одна ― от простого движения к сложному, от простого упражнения ― к сложному. В контексте темы: от одного типа движения - к вариативности; от выработки простого навыка – к выработке сложного.

Стереотипизация движения. Выработка Автоматизма

Путем многочисленных экспериментов и наблюдений, проведенных учеными нашей страны и за рубежом, за людьми с поврежденной нервной системой и за работой действующих спортсменов, удалось выяснить, что для овладения более сложным навыком важна стандартизация двигательного простого акта, стереотипизация.

Мельница с прогибом. https://https://pandia.ru/text/77/203/76171.php
Мельница с прогибом. https://https://pandia.ru/text/77/203/76171.php

Окончательной фазой работы на данном этапе становится максимально приближенное к заданному оригиналу исполнение движения (учитывая особенности развития опорно-двигательного аппарата) и, наконец, выработка автоматизма исполнения. Автоматизм исполнения является еще одной важной категорией развития координации движения, введенной Бернштейном.

Если представить все структуры двигательного акта схематично и ранжировать все элементы по зависимости одного от другого, можно построить цепочку развития координации движения:

Схема. Выработка двигательной координации на примере классического танца
Схема. Выработка двигательной координации на примере классического танца

Из схемы видно, что для выработки координации в более сложных упражнениях нужно пройти путь от выработки первичного двигательного навыка (ранний период, простые движения: простые шаги, бег, работа рук) до приобретения двигательного стереотипа. Большое значение для развития координации имеет вариативность упражнения или, другими словами, усложнение разными средствами одного движения. Именно на основе уже выработанных простых стереотипов и автоматизма (закрепление в коре головного мозга последовательностей возбуждения-торможения) происходит приобретение более сложных двигательных навыков. Набор движений и группы движений, усложняющихся поступательно, а так же вариации одного и того же движений по скорости, амплитуде, характеру (и мн. других не приводимых здесь усложнений) способствуют быстрому естественному развитию координационных способностей. В частности такому подходу к развитию координации была посвящена статья профессора Е. П. Ильина «Двигательные умения и навыки», где ученый рекомендовал придерживаться четырех принципов для развития способностей: овладение новыми упражнениями; увеличение координационной трудности упражнений; борьба с нерациональной мышечной напряженностью и повышение способности поддерживать равновесие тела.

Здесь нельзя не отметить, что методика классическая танца отлично соответствует этим закономерностям. Там уже существует стандартизированный набор упражнений - exercice. Также можно говорить о том, что потенциально любой педагог-хореограф обладает базой, исходным материалом и, главное, направлением для наработки танцевального навыка любой сложности. На основе упражнений exercice (усложняя исходные упражнения) можно бесконечно моделировать урок, вводя новые элементы- усложнения для совершенствования навыка/ов, комбинируя упражнения, работая с пространством, музыкой, временем.

Па де буре. Отлично вариант для работы с пространством и скоростью на основе существующего автоматизма работы ног, координации ноги-руки, ноги-корпус, корпус-руки.
Па де буре. Отлично вариант для работы с пространством и скоростью на основе существующего автоматизма работы ног, координации ноги-руки, ноги-корпус, корпус-руки.

К слову о последнем, в соответствии с заданным педагогом или внешними условиями параметрами, такими как пространство (имеется ввиду - положение тела в зале, смена направления движения и пр.), время, динамика можно выделить некоторые виды координации. На самом деле, и в бытовой деятельности существует множество факторов, обуславливающих трудность исполнения запланированного действия. Просто в танце и спорте чаще всего сочетается несколько видов усложнений.

Выделяют виды координации по общности внешних условий.

Например, по профессору Ляху В.И.:

-Способность к ориентированию в пространстве;

-Способность сохранять равновесие;

-Чувство ритма;

-Способность к перестроению двигательных действий;

-Статокенетическая/Вестибулярная устойчивость;

-Способность к произвольному мышечному расслаблению.

Вот как-то так. Еще, пожалуй, замечу, что существуют также способы и методики проверки координации различных видов. Они достаточно востребованы, например, в художественной гимнастике и фигурном катании, где координационная сложность запредельная. Они легко доступны и при проведении почти не требуют спецсредств, заинтересованные могут легко найти основные в Интернет.