Шотландский замок покойной королевы-матери в последнее время привлекает к себе всеобщее внимание - он снимался в «Короне» и принимал Меган и Гарри на летние каникулы.
Некоторые королевские резиденции особенно привлекают своей романтикой широкую публику, никоим образом не ограничиваясь Британией и Содружеством.
Первой можно назвать восстановленный и реконструированный тогдашним принцем Уэльским, ныне герцогом Виндзорским форт Бельведер.
Это потребовало больших средств,физических усилий и творческого взгляда.
Совсем недавно такие же смелые усилия потребовались для реконструкции замка Баррогилл, который теперь гораздо более известен как Замок Мей, шотландский дом королевы Елизаветы Королевы-матери.
Строительство замка Баррогилл было начато в 1567 году Джорджем Синклером, четвертым графом Кейтнесса, одним из самых влиятельных дворян в этой значительной области, охватываемой Кейтнессом и Сазерлендом.
Даже в те дни строительство такого дома было трудным и дорогим мероприятием, и задолго до того, как он закончил, у графа кончились деньги, и замок достроил пятый граф, «злой граф Георг» из старинных легенд.
С тех дней в замке случилось значительное количество перипетий, неотделимых от почти любого великого дома в шотландской истории, и, как обычно в таких историях, появилось много легенд и слухов, с ним связанных.
До девятнадцатого века это был типичный шотландский дом-башня с мощными стенами и зубцами.
В 1830-х годах эдинбургский архитектор Уильям Берн выполнил ряд улучшений для тогдашнего графа: вместо первоначальной внешней была построена новая внутренняя лестница, было добавлено крыльцо, и были сделаны другие изменения, чтобы сделать строение более современным.
Замок обладал «всей внутренней элегантностью дома в Лондоне и всем внешним достоинством древней горной резиденции».
В девятнадцатом веке замок действительно принадлежал англичанину, а совсем недавно его длинная история грозила закончиться печальной главой об опустошении и сносе - пока королева Елизавета-королева-мать не купила замок летом 1952 года, чтобы спасти один из немногих оставшихся «маленьких замков» шестнадцатого века в Кейтнессе.
Сделав это, Ее Величество нашла это настолько увлекательным, что она решила перестроить замок и украсить его и сделать его своим домом на севере Англии.
С дороги видны только башни Замка. Ближе к замку примыкает собственный лес, с одной стороны он открыт к морю.
Замок Мей имеет все то величие, которое мы ожидаем от любого шотландского замка, благодаря романам сэра Уолтера Скотта.
Под огромным небом этого северного мира, в окружении кукурузных полей и лугов, с любопытными тюленями, выглядывающими из-за камней, этот маленький (действительно маленький) замок кажется очень естественным, особенно при том, что море в этом месте - иногда спокойное, но гораздо чаще беспощадно бурное.
И все же именно внутренняя часть Замка Мей показывает драматическое возрождение этой чуть не списанной реликвии более грубого, более жесткого века.
С того момента, как посетитель входит в каменные стены, атмосфера дома ощущается все более ярко.
Самое милое и очаровательное качество в этой самой недавней королевской резиденции - это то, каким образом Ее Величество самым простым образом сохранило характер старого замка.
Вот декоративные мотивы и идеи, которые вполне могут послужить примерами для гораздо более широкой публики, слишком склонной к мысли, что то, что является царственным, должно быть таким же сказочным, как Королевский павильон в Брайтоне, бывшая королевская резиденция или столь же великолепно отдаленным, как Букингемский дворец.
Не так. По крайней мере, не всегда.
Самая неожиданная из этих мер - использование на некоторых этажах кокосового мата, например в очаровательном будуаре (о котором расскажем позже) и отсутствие каких-либо ковровых покрытий на башенной лестнице.
Чтобы это последнее новшество не подразумевало трудностей или слишком спартанского фона, добавим, что все спальни и лестничные площадки закрыты коврами в красивой бледно-серой гамме, и что комнаты замка оснащены кондиционерами.
А в сезон простые садовые цветы с огороженной территории замка украшают комнаты.
А теперь более точное и детальное описание этого романтического королевского дома.
Лестница в зале с ее черными железными балясинами и изогнутыми перилами из красного дерева поднимается на несколько ступеней, а затем переходит в лестничную площадку, где огромная раковина опирается на цветные камни, образуя пещеру или грот.
Здесь также есть пара маленьких стульев, обтянутых лимонно-зеленой кожей, с гербом Ее Величества на спинке.
Над этой необычной, но эффектной композицией находится фонарь с королевской короной.
Гостиная еще не закончена, но ее очарование и комфорт уже очевидны.
Стены белые, карниз украшен классическим рисунком жимолости, яйца и дротика.
Брюссельский ковер 1870 года, состоящий из листьев в оттенках меди на фоне зелени, украшает весь пол, в то время как камин из белого мрамора, с белым китайско-золотым зеркалом Чиппендейл над ним, образует великолепное обрамление для этого пышного цвета.
Декоративные детали в этой комнате имеют большое очарование, особенно французские горшки с розами, установленные по бокам от камина с медными кариатидами; викторианский стул, покрытый цветочным узором на черном фоне; и две переделанные масляные лампы Ридженси с головой слона и в темно-зеленых оттенках, одна стоит на складном карточном столике у камина, а другая - на складном столике из красного дерева у окна.
На бюро из ореха времен королевы Анны стоят старинные часы.
Четыре кресла, окрашенные в белый и золотой цвета, обиты бледно-зеленой тканью, а другие кресла обтянуты серым бархатом с полосками желтого цвета и с бахромой.
Шторы из ситца белые с жёлтыми ромашками и серыми листьями папоротника задрапированы и окантованы жёлтой бахромой.
Мы уже упоминали будуар, комнату совершенно исключительного спокойствия, очарования и практичности, которая была сделана в старой башне с ее глубокими окнами, прорезанными в амбразурах.
Потолок в этой комнате выкрашен в белый цвет, а красные шторы отделаны белыми кисточками. Этот яркий контраст цвета дает прекрасное тепло комнате.
Матовая краска и тартановый коврик на полу продолжают ноту незатронутой, простой загородной жизни.
Кресло и диван покрыты ситцем в цветочек на белом фоне, а три викторианских стула с подлокотниками имеют красные плюшевые сиденья с различными вышитыми цветочными панелями в спинках.
У белого мраморного дымохода есть медальон в форме сердца, на котором некогда некогда было вырезана романтическая цитата .
В этой комнате некоторые декоративные штрихи выглядят веселыми и необычными.
Справа от камина находится позолоченный полукруглый карточный столик, на котором стоит восточная вазовая лампа цвета слоновой кости с абажуром красного цвета, а у стола высокий стул с позолоченными ножками покрыт цветным полосатым муаром с розами.
Ноту практичности привносит прочный письменный стол восемнадцатого века.
Спальни Замка могут заставить многих давно умерших шотландских вождей поворачиваться в их могилах при виде такой бессовестной женственности, нежного цвета и комфорта так далеко на севере.
Но подозреваем, что дрожащие тени их жен должны кивнуть в знак решительного одобрения всего, что было сделано для того, чтобы привнести почти средиземноморское веселье в суровый мир Кейтнесса.
«Аквамариновая спальня», как ее назовем, имеет обшитые панелями стены, окрашенные в самые неуловимые оттенки, с белым карнизом и напольным ковровым покрытием на полу.
У очага ковер с мотивом fleur de lys в горчичном и синем цвете.
Кровать имеет тканевое изголовье, из стеганого синего ситца с розовым гребешком.
Шторы из кретона имеют узор из розовых роз и синих листьев и окантованы томатно-красной бахромой.
Эта деликатная цветовая тема продолжается и в обстановке: на туалетном столике есть оборка из синего ситца, а табурет для туалетных принадлежностей обтянут простым розовым ситцем.
Все лампы сделаны из стекла на позолоченных основаниях с абажурами из шелка цвета слоновой кости.
Простой современный гардероб окрашен в соответствии со стенами. Кресло из позолоченного дерева восемнадцатого века обтянуто аквамариновым шелком.
Еще в одной спальне также белые стены и ковровое покрытие, две декоративные темы, которые несколько неожиданны, но в целом приятны.
У кровати есть рифленые столбики из красного дерева.
Лампы на туалетном столике разрисованы голубыми перьями павлина, которые создают более тонкую гармонию, а не контрастируют с табуреткой, покрытой синим кретоном с узором «гортензия».
Эта ткань также используется для штор.
Стул Directoire, окрашенный в белый цвет, покрыт старомодным кретоном - букетами цветов на земле с утиным яйцом.
Вся внутренняя часть кровати обита белым перкалем.
Две другие спальни также имеют исключительное очарование.
В том, что назовают «Розовой комнатой», стены белые, а кретон, используемый для кровати с балдахином, имеет серо-белые гроздья роз на сахарно-розовом фоне и выложен белым.
Покрывало из белого перкаля, простеганного розовым.
Здесь есть инкрустированный гардероб и красное викторианское кресло, покрытое матово-красным шелком, они, несомненно, привносят в эту комнату восхитительное ощущение домашнего уюта и тепла.
Последняя спальня, которую здесь упомянем - «Коралловая комната».
Здесь стены цвета слоновой кости, а кровать с балдахином целиком выполнена из ситца с бело-коралловыми полоссами с цветами на белой полосе.
Спинка и покрывало выполнены из белого перкаля, отделанного вышитыми цветами и узкими полосками лесного зеленого цвета.
Комод датируется временами Уильяма IV, как и кресла, и ранний викторианский стул, пришедший из Букингемского дворца, также обит коралловыми и белыми полосами.
Традиционный, суровый шотландский замок - это то, что видит мир, - но внутри - совершенно очаровательный дом, показывающий, что, несмотря на свое царственное происхождение и назначение, замок Мей по сути является уютным и любимым домом.
- Огороженный сад
- Гостиная.
- «Коралловая спальня».
- 'Спальня Роз'
- «Аквамариновая спальня»