8 золотых правил успешного писателя
Есть два способа написать книгу: по любви и по расчету. Оба прекрасно работают. Правда, если вы пишете по любви, вам вряд ли нужна инструкция. Вы можете еще и окружающим лишние темы с вдохновением подбрасывать, как Пушкин историю «Ревизора» Гоголю.
Книги, написанные по любви, контролировать так же бессмысленно, как рождаемость в семье Романа Абрамовича. При этом огромное количество прекрасных книг было написано по расчету, по плану и по правилам, приведенным ниже.
Правило 1. Относитесь к книге как к проекту
Мы часто недооцениваем проектный подход, оставляя его исключительно для рабочих целей, а ведь с ним и продвигаться по карьерной лестнице, и приводить себя в форму, и создавать семью, и копить деньги гораздо проще.
Книга – тоже проект, который требует правил, дедлайнов, ритуалов, специального времени в вашем расписании и зачастую бюджета. Заранее продумав все это, проще идти к цели и оценивать результаты.
Правило 2. Пишите о том, что хорошо знаете, или о том, что вам очень интересно
Это тот самый момент, когда героиня, вышедшая замуж по расчету, влюбляется в собственного мужа. То есть проект приобретает высокую значимость для автора, начинает вдохновлять и давать энергию, как только становится интересным и личным.
Вы нашли редчайший экземпляр бабочки и мечтаете написать многолетнюю историю ее поисков?
Собрали семейный архив, узнали много потрясающих подробностей о жизни своих предков, а заодно поняли, что можете эмигрировать в Израиль, и решили описывать, как это будет происходить?
Много лет работали в Африке, стали очевидцем нескольких госпереворотов и участником многих эвакуаций иностранцев из городов, захваченных повстанцами?
Провели много лет в архиве и узнали что-то малоизвестное о знаменитом ученом, государственном деятеле или писателе?
Записывайте все свои идеи и важные факты по теме. Именно так начинаются проекты.
Правило 3. Подумайте об аудитории и продвижении до того, как начнете писать
Ваша книга обязательно будет популярна у вашей мамы, но лучше подумать о том, кто еще захочет ее прочитать.
Необходимо искать верный тон, а также способы завлечь побольше читателей.
Например, вы решили написать учебник по математике для маленьких принцесс. Придумали запоминающихся героев, выписали все возможные способы сделать книгу более интересной. Что дальше?
Заведите группу в Facebook, соберите там ответственных мам и периодически выкладывайте задачи о семье Змеев Горынычей с количеством голов от 3 до 300, а также об их встречах с добрыми и недобрыми молодцами.
Регулярно выкладывайте что-нибудь интересное по теме книги в Instagram, накапливая подписчиков. Как только на вас подпишется более 1000 человек, это станет хорошим инструментом для продвижения проекта.
Если есть возможность, пишите экспертные статьи для разных сайтов и журналов. Заранее налаживайте отношения со СМИ, которые согласятся написать о книге своего контрибьютора.
Подсчитывайте существующих читателей и всегда ищите новые пути к потенциальной аудитории.
Правило 4. Держитесь плана
Будьте занудами. Будьте затворниками. Пока идет работа, не отвлекайтесь Выделите неприкосновенные часы работы над книгой. Ежедневно, еженедельно, ежемесячно – как получится.
Правило 5. Установите здравые дедлайны
Постарайтесь писать как минимум два-три раза в неделю. Заведите еженедельник и вычеркивайте недели, в которые вы писали намеченное количество раз. Дайте себе максимум год на написание первой книги.
Правило 6. Выделите время и место для письма
Придумайте ритуалы. Холодный душ перед тем, как начать писать? Отлично. Чашка крепкого кофе? Тоже подойдет. Зашторьте окна, включите лампу, почувствуйте себя мыслителем в изгнании. Лениным в Шушенском. Пушкиным в Михайловском. Поставьте будильник (на час? на два?) и пишите, пишите. Поверьте, мы точно знаем, что это работает!
Правило 7. Критикуйте себя, но в меру
Внутренний критик придушил огромное количество писателей. Не раскармливайте его, договорились? Как только начнете сомневаться, напоминайте себе, что лучшие книги Кафки и Булгакова, вопреки желанию авторов, были спасены от уничтожения, а, например, второму тому «Мертвых душ» Гоголя совсем не повезло.
Правило 8. Ищите поддержку
Проще всего эффективно писать, когда есть с кем поделиться проблемами текста и переживаниями, есть у кого спросить верного совета. Работайте с друзьями-журналистами, специалистами по выбранной для книги теме и профессионалами издательского бизнеса – например, командой GetPublishED.