Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит; (А. С. Пушкин)
Некоторое время назад, «гуляя» по Дзену, наткнулась на статью, в которой автор на полном серьезе утверждал, что древнерусская русалка, это птица! Потому что она — ВНИМАНИЕ! — «на ветвях сидит» и вообще, любила покачаться на деревьях. А в «водяную» её превратили «любители всего западного» и славянофобы. О как!
Что сказать. Русалка на самом деле любила покачаться на ветках. Даже существовал обряд «завивания деревьев» (обязательно над водой) — чтобы привлечь благосклонность водяных духов и быть счастливыми в браке, девушки ходили «завивать деревья». (потом, разумеется, «развивали», это тоже часть обряда)
А вокруг царило веселье. Принеся водяному дары, люди танцевали, пели, украшали лентами и разноцветными лоскутками ветви четырехствольной ивы, сплетали их между собой, устраивая что-то вроде гамака.
Кутузова Елена "Омут"
Для чего это делали? И почему именно для русалок?
Здесь прослеживается отсылка к «троицкой березе», которой украшали церкви, и которая в языческих ритуалах означала плодородие как земли, так и скота, а так же — достаток.
По поверьям, русалки — это дух в облике женщины, который может появляться у воды, в лесу, в ржаном поле, в коноплях и т. д. (М. Власова «Русские суеверия»). Там же: в русалок превращались проклятые матерями девушки, приспанные дети и утопленницы.
Это связывает их с «заложными покойниками», которых не отпевали в церкви, и поминали лишь раз в году, как раз на русальной неделе. Плюс, со временем, в этом образе отразились черты разных женских духов: полуденниц, полуночниц, лешачих. А ведь именно к ним обращались за удачей!
Постепенно среди русалок на Руси произошло расслоение. Рассмотрим некоторых.
И начнем с привычной нам «хвостатой» русалки.
— Это ты так думаешь! Если ты чего-то не знаешь, то это не значит, что ничего нет! Домовые, лешие, кикиморы существуют на самом деле! Можешь у бабы Матрены спросить! Она самую настоящую русалку видела!
— С хвостом? — рассмеялся Денис.
— Это фараонка, — машинально ответила Белка и тут же рассердилась: — Сам ты с хвостом! Русалки — это утонувшие на русальной неделе девушки или некрещеные дети. Они…
Кутузова Елена "Омут"
Итак, ФАРАОНКА
Образ этой русалки интересен тем, что берет начало в библейских историях. А точнее, из той, где рассказывается об утонувшем в водах Красного моря «войске фараонова». Это полулюди-полурыбы, причем как женского, так мужского пола.
Они обитают далеко в морях, и имеют «главы человеческие,а тулова нет, токмо едина глава, а зубы и нос человеч; а где уши, тут перья, а где потылица, тут хвост, и не яст их никтоже» (Черепанова, «Сказание о переходе Чермного моря по списку»).
И в то же время в Саратовской области ходило такое описание: «чудные белотелые девы с русыми кудрями, которые плавают в море. У них рыбьи хвосты. Случается в ясную погоду они выскакивают с моря и кричат: «Царь Фараон в воде потонул». (М. Власова «Русские суеверия»).
Фараонов считали недружественными людям существами, «силой бесовской», даже людоедами, но при этом их образ традиционно используется в обережной вышивке, в резьбе, а также был очень популярен в период расцвета лубочных картинок.
ЛОБАСТА
Судя по всему, слово и частично образ этой русалки заимствован из мифологии тюрских народов. У татар и киргизов «албаста» — злой дух.
Лобаста тоже добрым нравом не отличается. Да и внешностью не блещет.
Отождествляют её с лешачихой, болотницей, и описывают как «нагую женщину большого роста, с громадными, приблизительно в арщин, отвислыми грудями, закинутыми иногда через плечи на спину, и с косами, достигающими о земли». (М. Власова «Русские суеверия»).
Живет лобаста в омутах, больших болотах и озерах. Как и другие русалки, любит сидеть на камне у воды, расчесывая волосы. Встреча с ней губительна, она затаскивает людей в свое логово и до смерти щекочет кончиками грудей. Но при этом иногда она может смилостивиться и помочь попавшему в беду человеку: приносит удачу охотнику, а умирающего от голода, заплутавшего путника кормит грудным молоком и, спася от смерти, выводит на тропу к дому.
Это роднит лобасту с богиней плодородия, и одновременно со смертью — эта русалка может «оседлать тучу» и появиться в самом сердце бури.
На вершине холма творился хаос. Огромный смерч спиралью обвивал развалины. Трава, ветки, кусты и вообще все, что можно было поднять в воздух, засасывалось внутрь и летало, создавая непроходимый барьер.
Но страшнее всего выглядела лобаста. Она стояла на открытом пространстве, одетая лишь в лунный свет. Волосы вились вокруг головы, взлетали вверх, струились по земле, словно змеи Медузы Горгоны, не хватало только раздвоенных языков. А вот шипение было — чудовище не желало сдаваться. Огромные худые груди был закинуты за спину и болтались пустыми мешками. Тощая фигура казалась засунутой в чужую кожу, складки свисали с живота и боков, морщились на руках, ногах, лице.
Кутузова Елена "Омут"
ШУТОВКА
В этой русалке лились несколько образов: собственно, русалки, чёрта — (больше проказника, чем демоническую сущность) и проклятого дитя.
Они похожи на людей, но очень бледные, с длинными волосами и большими грудями. Живут в прудах, озерах и проточных водах, где их часто видят умывающимися или расчесывающимися.
Из всех русалок шутовки наиболее близки к человеку. Под водой у них стоят дома, они держат скотину, занимаются каждодневной «человеческой» работой; есть даже огороды. Шуты и шутовки выходят на берег чтобы просто прогуляться, устроить праздники, поиграть или повеселиться. Любят ходить в баню, а если хозяйка жилья оставит кудель без благословения — обязательно напрядут себе ниток для одежды и унесут.
Также наведываются в избы, где балуются с едой, не молятся перед трапезой, кидаются хлебом. И забирают проклятых родителями детей (пусть даже и в сердцах, «под горячую руку» )— их они воспитают у себя под водой, как собственных.
Поскольку шутовки — «проклятые девы», а не утопленницы, то они еще «не мертвые» и не совсем отрешились от земной жизни. Это дает им возможность ходить между людьми, похищать еду и одежду, а также выбирать для себя любовников из мужчин, обыкновенное из тех, кто горюет об умерших женах. (Шуты, проклятые-мужчины, напротив, ищут себе любовницу среди горюющих женщин). Но, если обыкновенно русалки губят понравившегося человека, то шутовки и шуты берегут свою пару долгие годы, оберегают и помогают. Убить могут только в случае, если их попытаются разлучить.
От такой связи иногда рождаются дети, но по достижении определенного возраста они исчезают: пропадают без вести или уносятся вихрем, становясь прислужниками нечистой силы.
«Разбиваются» пары со смертью человека, или если получится отогнать шутовку молитвами и отчитыванием. Есть еще один способ: как и любого проклятого, шутовку можно вернуть к нормальной жизни, сделать снова человеком особыми молитвами, но это опасно как для обольщенного, так и для самой шутовки (а так же для священника, который возьмется провести обряд).
ЛОСКОТУХА
Так называют русалок, в которых превратились девушки, утонувшие зимой.
«Лоскотать» — означает «болтать», «трещать» и «щекотать». Поболтать, конечно, девчонки любят, но в данном случае русалки мучают не разговорами. Поймав человека — девку или парня, все одно — лоскотухи защекачивают его до смерти. (Практически инквизиторская пытка).
Особенно опасны русалки-щекотухи за неделю до и неделю после Троицы. Уберечься от них было трудно. Поэтому в эти ни старались не ходить в одиночку ни в лес, ни в поле, ни, тем более, на речку, особенно после захода солнца — с компанией русалки предпочитали не связываться. Также они не любили чертополох, чеснок и полынь, поэтому эти травы обязательно носили с собой, если приходилось выйти из дома одному.
Прочитать роман Елены Кутузовой "Омут" БЕСПЛАТНО
Еще о славянских духах