Найти тему
АвтоДвиж

Автомобильная экзотика за заводскими заборами

Как-то я уже рассказывал о внутризаводском транспорте (ВЗТ), который используют на своей территории автопроизводители. Однако не только им необходимы странного вида повозки, перевозящие между цехами непонятные конструкции. Практически на любых промышленных объектах можно найти узкоспециализированную «каркалыгу», созданную с учетом задач «здесь и сейчас». Как раз о них сегодня и пойдет речь.

Это не фотошоп!
Это не фотошоп!

Начнем с самого удивительного и неожиданного – с ВЗТшек (внутризаводской транспорт). Мастерят их часто из подручных средств без привязки к каким-либо канонам создания автотранспорта. Глядя на некоторые из них, складывается впечатление, что сварщик просто стоял возле рамы на колесах и приваривал все, что ему подавали из-за спины его бухие товарищи: кабину, кузов, рельсу, бампер, дверцу, руль. Причем, именно в такой последовательности и варил. Даже удивительно, что полученный «автомонстр» по факту оказывается весьма эффективным рабочим инструментом.

Впрочем, далеко не всегда нужно создавать что-то уж совсем уникальное. Порой для «дворовых игр» достаточно на стандартное шасси установить какую-то оригинальную конструкцию- и получить необходимый инструмент. Такие ВЗТшки чаще всего встречаются на автобазах – там нужны «тяни-толкаи», чтобы перемещать по территории неисправную технику. И базой для них чаще всего служат списанные грузовики. Иногда весьма оригинальные.

К слову, о пикапах. Этим видом ВЗТшек очень увлекались не только автозаводы, любящие сваривать микрогрузовички из бракованных кузовов, но и ремонтные предприятия. Благо, рукастых парней на них навалом, а отечественный легковой автопром особой выносливостью не отличался. Так что усилить давший слабину или пострадавший от сторонней силы кузов, выкинув из него всю пассажирскую начинку – милое дело. Кстати, порой на этих «гибридах» сохранялись нормальные госномера, и машинки периодически выкатывались на городские улицы.

Впрочем, вернемся к более специализированным конструкциям. Болезнь всех наших старых предприятий – узкая планировка. При проектировании цехов и проездов у нас никто и никогда не парился по поводу удобств и перспектив развития. Чем ближе между собой строения, тем меньше нужно тянуть коммуникаций. Экономим трубы, кабели, асфальт и т.д. Проектировщику - премия, шоферам - головная боль. Дабы компенсировать «шедевральность» архитектурной мысли, на заводах изготавливали «бобики» - короткобазные версии базовых шасси. Чаще всего это были ГАЗоны и ЗИЛы – в них меньше переделок нужно вносить.

И в завершении снова обратимся к автозаводам. Кому как не им удивлять нас широтой размаха в подходе к ВЗТ. Я вот не так уж и давно узнал, что к «бобикам» на заводах ГАЗ и ЗИЛ подходили не только по принципу «режь здесь, приваривай тут», но и со всей серьезностью конструкторской мысли. Т.е. на ЗИЛе, к примеру, «каркалыги» АТУ-100 собирались массово по строго утвержденным чертежам с 1948 по… 1985 год!

Мне не доводилось встречать настолько специализированные ВЗТшки на автозавлодах за рубежом, но, по идее, должен же и у них быть какой-то «узкопрофильный» заводской транспорт…

Жууууууууууук
Жууууууууууук