Оказывается, все эти фильмы про 16-19 века, книги, в которых одни только красавицы и красавцы, не имеют ничего общего с реальностью! Реальность - это Variola vera, натуральная черная оспа, сверхзаразное заболевание с высочайшей смертностью. Те, кому повезло выжить после оспы, зачастую лишались зрения ("Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера" - от оспы, перенесенной в детстве, ослеп на один глаз товарищ Пушкина Н. Гнедич), а также получали на лице и всем теле уродливые следы - оспины.
Масштабы эпидемий черной оспы поражают. Практически никому не удавалось избежать этой болезни. По данным медиков 18-го столетия, оспой болели 999 человек из 1000. Оспа приходила и в лачуги бедняков, и в покои аристократов. От оспы умерла королева Англии Мария II, испанский король Луис I, русский император Петр II. Смертность среди простого люда достигала невероятных пределов: в Европе 18-го века эта болезнь ежегодно уносила жизни 1,5 млн. человек.
Отсутствие оспин на лице было настолько редким явлением, что французская полиция считало этот факт особой приметой подозреваемого. Именно оспа стала причиной развития косметической отрасли: женщины (да и мужчины) покрывали лицо толстыми слоями белил.
Но человечество смогло победить черную оспу. Еще в 19-ом веке английские ученые (тогда они еще не превратились в интернет-мем), обнаружили, что человек, перенесший коровью оспу, оказывается невосприимчив к натуральной оспе. При этом, смертность от коровьей оспы практически отсутствовала, а симптомы болезни были не столь губительны. Это открытие стало отправной точкой для вакцинации.
Но окончательно черная оспа была побеждена лишь во 2-ой половине 20-го века, когда СССР выделил миллиарды доз вакцин для привития населения основных регионов-разносчиков заразы - Африки и Азии.
На территории нашей страны последняя вспышка черной оспы произошла в 1960-ом году. Об этом событии в своей книге "Воспоминания о прожитой жизни" рассказал писатель Юрий Шапиро:
"Московский художник Кокорекин посетил Индию. Ему довелось присутствовать на сожжении умершего брамина. Набравшись впечатлений и подарков для любовницы и жены, он вернулся в Москву на сутки раньше, чем его ждала жена. Эти сутки он провёл у любовницы, которой отдал подарки и в объятиях которой не без приятности провёл ночь. Подгадав по времени прилёт самолёта из Дели, он на следующий день приехал домой. Отдав подарки жене, он почувствовал себя плохо, повысилась температура, жена вызвала «Скорую помощь», и его увезли в инфекционное отделение больницы имени Боткина… К утру больной затяжелел и умер.
Производивший вскрытие патологоанатом пригласил в секционный зал заведующего кафедрой академика Н. А. Краевского. К Николаю Александровичу приехал в гости старичок патологоанатом из Ленинграда, его пригласили к секционному столу. Старичок посмотрел на труп и сказал — «Да это, батенька, variola vera — чёрная оспа». Старик оказался прав… Завертелась машина Советского здравоохранения. Наложили карантин на инфекционное отделение, КГБ начал отслеживать контакты Кокорекина… Как выяснилось, жена и любовница повели себя одинаковым образом — обе побежали в комиссионные магазины сдавать подарки. Обозначились несколько случаев заболевания оспой в Москве, окончившихся летальным исходом. Больницу закрыли на карантин, было принято решение вакцинировать оспенной вакциной всё население Москвы".
Несмотря на всю комичность ситуации, последствия ее были трагичны: вспышка унесла жизни трех человек, переболели черной оспой 43 москвича.
В наше время вируса черной оспы в природе не существует. В двух лабораториях - российском научном центре "Вектор" и исследовательским центре CDC в США хранятся пробирки с вирусом Variola vera - последним на нашей Земле. Если бросить эти пробирки в печь - черная оспа полностью исчезнет. Пока ученые не идут на этот шаг, на всякий случай сохраняя вирус. Вдруг пригодится.
--------------------
Мой Инстаграм
Мой Фейсбук
Я на Автор.Тудей
Почитать другие статьи можно ЗДЕСЬ.