До самого окончания Второй мировой войны вся техника армии Гитлера производилась исключительно на бензиновых моторах. Почему же в Вермахте не было дизельных танков? На эту тему существует множество заблуждений и домыслов. Давайте же вместе с Вами попробуем разобраться в причинах.
Одна из версий гласила, что всё дизельное топливо в Германии расходовалось на нужды морского флота. А сухопутная техника должна была работать исключительно на бензине. Другая теория звучала так: нацистские конструкторы просто не смогли создать надёжные и работоспособные танковые дизели. Во времена Второй мировой войны немцы вырабатывали достаточное количество не только бензина, но также дизельного топлива и мазута. На деле же потребление дизельного топлива морским флотом было совсем незначительным, а расходы гражданского сектора также были минимальными. На начальном этапе войны производством танков средней тяжести занимались германские фирмы «Круп» и «Рейнметалл». Обозначались эти машины просто как «большие трактора». Для их производства устанавливали авиационные моторы БМВ ВА. Они обладали высокой мощностью, но вскоре производство танков на них прекратилось. Немецкое командование приняло решение производить гусеничную технику на специально сконструированных танковых моторах. Задача перед инженерами стояла сложная: для облегчения трансмиссии нужно было сконструировать такой двигатель, который бы мог выдавать 300 литров в секунду, но при больших в 2 раза оборотах.
Кроме того, он должен быть лёгким и мобильным. Вскоре предприятие «Майбах» разработало двигатель Ха Эл 100 необходимой мощности, на 3000 оборотов в минуту. Позже они улучшили его, выпустив модификации Ха Эл 108 и 102. Эти моторы устанавливались на большинство немецких танков. Специально под них были разработаны коробки передач Эс Эф Гэ 75 и Эс Эс Гэ 76. Перечисленные запросы командования способны были удовлетворить только двигатели на бензине. Специально для нужд армии «Майбах» разработали серию карбюраторных моторов и трансмиссий. Шестой отдел Управление вооружений выдавал чёткие инструкции о том, какие детали были обязаны использовать инженеры и разработчики. Фактически, за короткое время фирма «Майбах» стала в этой сфере абсолютным монополистом. Несмотря на это, немецкая фирма «Даймлер – Бенц» вела разработки нового типа танков на дизельном топливе. В конце осени 1939 года они предоставили проект танка Эм Бэ 809 на дизеле в нескольких версиях. Зимой 1941 года инженеры провели испытания нового типа двигателя.
Испытания прошли успешно, но в массовое производство серия Эм Бэ так и не поступила. А какие ещё немецкие танки на дизельных двигателях знаете Вы? Делитесь в комментариях.
Тем не менее, в 1941 году «Даймлер-Бенц» опять начали разработки танка средней тяжести Вэ Ка 30. 02. Дэ, который по характеристикам очень напоминал советскую легенду Т-34. Но этой модели так же не суждено было попасть в массовое производство. Итак, версия о том, что немецкие инженеры не могли спроектировать танки на бензиновых двигателях, абсолютно неправдива. Точно так же не выдерживает критики теория о том, что всё дизельное топливо поставлялось исключительно для морского флота.
Не забудьте поставить лайк, и подписаться на наш канал. Впереди Вас ждёт ещё много увлекательных статей!