(Этот канал посвящен детству. Мой тесть, Иван Андреевич Губарь, написал воспоминания о своем детстве в послевоенной белорусской деревне. Мне они настолько понравились, что я решил познакомить читателей с отрывками из этой книги).
Мне кажется, единственное, что в нашей деревне решалось без проблем и разрешений - это вопрос заготовки торфа. Любой желающий мог на отведенном участке болота выбрать себе место и копать там сколько угодно и на любую глубину. После освоения одного участка для разработки выделялся другой.
Но не все могли в силу физических возможностей выполнять эту тяжелейшую и грязную работу. Заготовка торфа велась вручную. В работе принимала участие вся семья от мала до велика.
Вначале убирался верхний растительный слой. Затем специальным ножом нарезались брикеты размером 25 на 25 и высотой около 50 сантиметров.
Вес каждого из них - более десятка килограмм. А еще надо учесть, что эти брикетики пропитаны водой, и выбрасывать их приходится с глубины до 3- х метров стоя по колено в холодной воде. Начиная со второго пласта, нужно было не только успеть нарезать и выбросить брикеты торфа, но и вычерпать обильно прибывающую воду.
Учитывая то, что качество торфа улучшалось с увеличением глубины его залегания, все стремились закопаться как можно глубже. Увеличивалась глубина, соответственно увеличивались сложности.
Нарезанные брикеты на руках разносились по болоту и раскладывались для просушки. Через неделю-две, в зависимости от погоды, их переворачивали. Потом складывали в маленькие пирамидки, хорошо продуваемые ветром. И так в течение нескольких месяцев увеличивали объем до штабеля высотой до 2-х метров. Только с наступлением морозов сухой торф перевозили домой.
(Полный вариант книги Ивана Губаря "Однажды в детстве, после войны" можно прочесть здесь - https://author.today/work/61027)