Советское воспитание преследовало вполне конкретные цели по подготовке строителей идеального общества. Идеи были вполне здравыми, и ничего плохого на первый взгляд в них не было. Порядочность, ответственность, целостность.
Вот только такое воспитание породило немало комплексов как минимум у пары поколений. Разумеется, много зависело от семьи, но все ее члены были продуктами той же системы. Поэтому транслировали они то же самое, что и школы с институтами. И с комплексами многим приходится бороться до сих пор.
Личное дело или общественное?
Непризнание человека как независимой личности в системе советских ценностей выливалось в попытки контролировать обществом жизнь каждого его члена. В СССР были популярны товарищеские суды, где разбирались разнообразные случаи выхода граждан за рамки существующего советского миропорядка.
Это могли быть как совершенно невинные вроде вызывающей одежды или похода на танцы, так и более серьезные, такие как неуплата алиментов, измена, запои, прогулы работы. Эта традиция до сих пор жива.
Кто, где, с кем, почему – даже посторонние люди считают своим долгом вторгнуться в личное пространство и настойчиво поинтересоваться подробностями чужой жизни. Границы личности нарушаются сплошь и рядом. Особенно страдают женщины: им приходится оправдываться перед каждым встречным за наличие/отсутствие детей, мужа, далее по списку.
Саму женщину как отдельную самодостаточную личность в нашем социуме до сих пор не воспринимают. Мужчинам проще. И избавиться от комплекса вечно отчитываться за каждый свой поступок очень сложно.
Маленькие люди
Советская система воспитания призывала к полному равенству. Начнем с того, что это в принципе невозможно, все люди разные и идеи о равенстве – очередная утопическая идея левого толка. Но в СССР, начиная со школы, если не с детского сада, нельзя было быть самым умным, самым талантливым, надо было быть таким как все.
Нельзя было хоть в чем-то выделяться, а существовавшие социалистические соревнования были по большей части профанацией. На доске почета красовались немногие избранные, причем десятилетиями. Выпали из этой парадигмы только бурные 20-е-30-е годы и военное время.
И опять досталось девочкам: они должны быть скромными, трудолюбивыми, отзывчивыми, послушными, незаметными, удобными. Мальчикам предоставлялась определенная свобода выбора и выдавались некоторые поощрения за выдающиеся знания или умения.
Выросшие девочки и мальчики 60-х-70-х годов пожинают плоды этого равенства. Многим до сих пор трудно заявить о себе в полный голос, продемонстрировать свои знания и умения и перестать быть невидимкой.
Выше голову!
Самооценка у граждан СССР тоже была основательно занижена: со всех сторон на людей сыпалась критика, а похвала была редкостью. Считалось опасным хвалить лишний раз детей, чтобы они не гордились собой. Сделал хорошо – не за что тебя хвалить, ты можешь еще лучше! Часто родители сравнивали своих детей с другими мифическими детьми друзей или соседей, которые умеют все.
Делалось это в благих воспитательных целях, но постоянное сравнение с другими породило у подрастающего поколения немало комплексов. И сейчас стремление к недосягаемому совершенству оборачивается неврозами и депрессиями.
И снова крайними оказались девочки. На них оказывалось больше давления, чем на мальчиков. В них воспитывали послушание, хозяйственность и ответственность не столько за себя, сколько за других. О себе девочка не должна была думать.
У многих женщин развился соответствующий комплекс и теперь приходится преодолевать себя и искоренять желание всем угодить, быть всем нужной и жить ради других. Но ситуация меняется и поколение 90-х и начала нулевых уже живет в иной парадигме.