Немногие знают, но нынешний Храм Христа Спасителя не является подлинным. С этим храмом-памятником связана длинная история.
Так почему же нынешний храм на ул. Волохонка - подделка? Давайте разбираться.
Настоящий Храм Христа Спасителя
12 октября 1817 года состоялась закладка храма во имя Христа Спасителя в честь победы в Отечественной войны 1812 г.. Изначально данный храм должен был стоять в Воробьевых горах, однако в 1825 году работы были остановлены, а архитектора обвинили в финансовых растратах и сослали в ссылку.
Новым архитектором стал Константин Тон. 22 сентября 1839 года состоялась еще одна торжественная закладка храма на Волохонке, а в конце мая 1883 храм был освящен.
Константин Тон работал в близком Николаю I русско-византийском стиле.
Строительные леса храма были разобраны в 1860 году, и собор предстал во всей красе.
Над росписью храма работали: Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин, Генрих Семирадский, Алексей Корзухин, Фёдор Бруни и другие мастера Императорской Академии художеств.
Храм играл огромную роль в религиозной и культурной жизни Москвы. В нем впервые была исполнена Увертюра 1812 года Петра Чайковского, в соборе звучали голоса Федора Шаляпина и Константина Розова.
Храм Христа Спасителя выстоял после революции 1917 года, но уже к 1931 году правительство страны приняло решение возвести дворец на территории собора:
Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок… Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК.
Несколько месяцев храм разбирали по кусочкам, а то, что от него осталось решили взорвать.
Снятая с храма облицовка была использована для отделки Дворца Советов. В годы Великой Отечественной войны дворец еще не был готов, но его уже разбирали на военные нужды.
Современная подделка храма
В 1990 году силами инициативной группы на месте бывшего храма установили закладной камень, а в 1994 уже было принято решение о начале строительных работ по восстановлению храма.
Назначенный архитектор Зураб Церетели изменил проект, утверждённый московскими властями, и ввёл во внешнее оформление храма новые детали. Белокаменные стены были украшены мраморными композициями и бронзовыми горельефами, которые были раскритикованы. Интерьеры храма были расписаны по новой, однако культурная ценность этих росписей также стала предметом спора.
Первоначальная белокаменная облицовка была заменена на мраморную, а золочёная кровля крыш, кроме куполов, была сделана на основе нитрида титана. Из-за этих изменений, внесенных в проект, цветовая гамма фасада сменилась с тёплой на более холодную
Строительство шло очень быстро, и из-за этого бронзовые медальоны не были готовы в срок, вместо них установили копии из полимера. В 2010 бронзовые медальоны наконец были установлены.
Над скульптурным убранством нового храма работали мастера Иулиан Рукавишников, Владимир Цигаль, Татьяна Соколова, Александр Белашов, Михаил Дронов и другие.
Подделка или нет?
На данный момент Храм Христа Спасителя является самым большим собором Русской православной церкви.
Но вопрос о том, является ли он Храмом Христа Спасителя после стольких изменений остается открытым. Пусть каждый решит это сам.