Найти тему
11 ЭКЮ

Царь Дарий и самозванцы. Как же всех одолеть?

Напомню, мы говорим о древнеперсидских самозванцах. Зои Лионидас, историк, лингвист и переводчик с древних языков, рассказывает нам об этих отчаянных людях., а также о том, как непросто приходилось царю Дарию одолеть их.

- На наших страницах он уже победил трёх самозванцев.

- Если вы думаете, что ситуация на этом успокоилась – совершенно зря. На сей раз против Дария ополчилась Мидия, родина первого лже-Бардии, на сей раз выдвинувшая против узурпатора некоего Фравартиша или Фраорта, объявишего себя прямым потомком царя Киаксара, бывшего для мидийцев таким же национальным символом, как Давид для израильтян или для русских – Петр Великий.

Вот он. Как живой.
Вот он. Как живой.

Мидия восстала, причем самозванец официально приняв корону этой страны под именем царя Хшартрита, выслал против персов одного из подчиненных ему полководцев. Дарий таким образом оказывался между двух огней – лже-Бардия с одной стороны, мидяне с другой, однако, здесь в полной мере явился его политический и военный талант. Прекрасно умея выбирать в свое окружение талантливых людей, при необходимости поднимая их из низкого положения, Дарий отправил против новоявленного царя полководца Видарну. Впрочем, положение новоиспеченного царя Мидии также было не слишком завидным, т.к. в Парфии против него ополчился Виштаспа – отец Дария, который несмотря на прямую угрозу своей жизни и власти, предпочел сопротивление позорной капитуляции и плену.

- Помощь отца тут, конечно, как нельзя кстати.

- Впрочем, изначально самозванец успешно сумел оттеснить персидские войска, однако, на помощь отцу и подчиненному уже спешил со своей основной армией сам Дарий I. Разбитый в очередной битве самозванец, бежал в крепость Рагу, на границе своих «владений», желая, как видно, поднять восстание среди иных народов, подчиненных огромной персидской империи – парфян и гирканцев. Надежда эта не оправдалась, как видно, не обладая обаянием лже-Бардии, проштрафившийся мидийский царь скорее наводил своих бывших подчиненных на недобрую мысль о спасении собственных шкур, посредством умилостивления персов...хорошо проверенным методом. Коротко говоря, крепость сдалась без боя Дарию I, и Фравартиш (или на греческий манер – Фраорт) оказался у него в руках. Дарий не без самодовольства объявляет миру о варварской казни соперника:

«Фравартиш был схвачен и приведен ко мне. Я ему отрезал нос и уши и язык, и выколол один глаз. Его держали закованным при моем дворе и весь народ-войско видел его. Затем я велел посадить его на кол в Эктабане, и мужей, что были его первейшими сторонниками, я в Эктабане повесил [на кольях] внутри крепости.»

И это при том, что Дарий I, как было уже сказано, для своего времени был весьма дальновидным и просвещенным правителем!.. Портрет побежденного вновь нашел себе место на Бехистунской скале, он стоит предпоследним среди «мятежников» а за его спиной – в остроконечном сакском колпаке изображен Сканха, царь скифов, как то предполагают, тайно или явно оказывавший помощь мятежникам.

Царь скифов Сканха, а никакой не гном.
Царь скифов Сканха, а никакой не гном.

Фравартиш продержался у власти в течение семи месяцев, однако, и после его гибели, Мидия вовсе не собиралась успокаиваться.

- Пушкина на них нет, чтоб намекнуть фразой "его пример другим наука". Хотя, может быть, просто скука. "Интернетов" еще не изобрели.

- Вместо погибшего, Мидия выдвинула на роль своего царя некоего Читратхарму, которого поддержало воинственное племя сагортиев, никоим образом не желавшее смириться с персидским владычеством. Новый самозванец также объявил себя потомком Киаксара, впрочем, ему не удалось удержаться на троне сколько-нибудь долго. Первая же битва показала полную несостоятельность этого претендента на роль «освободителя», после чего плененный «царь» закончил также как и его предшественник, заняв на Бехистунской скале четвертое место – за спиной у лже-Навуходоносора. Как совершенно правильно отметил один из наших читателей, Мидия после этого, ранее мало уступавшая правами самой персидской метрополии была сведена к роли рядовой провинции, и также после того исчезла из истории человечества, не оставив по себе сколько-нибудь внятных воспоминаний.

Повторим Бехистунскую надпись. Дарий, а пред ним все мятежники...с приговором.
Повторим Бехистунскую надпись. Дарий, а пред ним все мятежники...с приговором.

- Но, дайте угадаю, история волнений не завершилась на этом?

- Последними сбросить персидское ярмо попытались эламиты. Первого предводителя восстания, сколь, опять же можно судить по Бехистунской надписи, звали Ассина, сын Упадармы. На короткое время захватив эламский престол, он вскорости попал в руки персам, и закончил также как и все его предшественники. Впрочем, следующим на троне этого древнего царства оказался некий Мартия, сын Чичихриша, «из города Куганака». Полагается, что это был опять же чистокровный перс, однако выросший в Эламе, и что называется, с молоком матери впитавший в себя местную культуру и местное отношение к угнетающим это древнее государство выскочкам из метрополии. Нам неизвестно, был ли Мартия самозванцем в собственном смысле слова, т.е. выдавал ли он себя за другого человека, или попросту, оказавшись на троне Элама в качестве будущего «освободителя» этой страны принял царское имя Иманиш (или в других переводах – Умманиш).

-4

В любом случае, век новоиспеченного царя оказался столь же коротким, как и у его предшественников. Разбитый персами, он, не слишком дальновидно попытался укрыться в своей столице, однако, местное население, убоявшись кар, без сомнения ожидающих его за укрывательство мятежника, предпочло попросту разделаться с Мартией и выдать Дарию «хладный труп». Можно сказать, что для тех времен поступок этот был в высшей степени гуманным.

И вот наконец-то узурпатор Дарий смог вздохнуть свободно и стать прародителем новой династии. Впрочем, в исторической плане Персидская империя была уже обречена. Пройдет не более двухсот лет, когда против нее ополчится хищник еще более грозный – греческая Македония, и вместе с ней на свет явятся новые самозванцы...

***Начало серии наших материалов о персидских самозванцах и череде их на Бехистунской скале читайте здесь.