Прочитав «Гамлета», я побежала смотреть экранизации. Мне нравилась мрачная атмосфера Средневековья: темные, сырые коридоры замков, шум волн, разбивающихся об острые скалы. Мне хотелось еще раз и еще раз слушать рассуждения героев, хлесткие фразы, придуманные Шекспиром еще в 16 веке, но интересные нам до сих пор. Посмотрев фильмы, поставленные на основе пьеса Шекспира я поняла, что хочу еще. Тут мне и подвернулся фильм 2018 года «Офелия».
Как понятно из название, Гамлет здесь уже не главный герой. «Интересно, - подумала я, - посмотреть на эту историю со стороны Офелии». Сначала картина захватила меня полностью. Операторская работа, костюмы, атмосфера, работа со светом — все прекрасно. Весь фильм, будто большая галерея работ Милле и Уотерхауза. Яркие, сочные цвета, блики света на рыжих волосах героини, везде зелень. И сначала даже не обращаешь внимания на историю героини: не хочется отвлекаться от прекрасных картин. Но рано или поздно все же начинаешь замечать «авторскую мысль».
Офелия только благодаря милости королевы оказалась во дворце. Гамлет и Офелия тайно были женаты. Клавдия не мучает совесть: он жесток, он упивается своей властью и с наслаждением вершит дальнейшее насилие (в том числе и домашнее). Тут мой внутренний книжный червь начал биться в агонии: а как же Гамлет, а как же его мысли, а что насчет мыслей вообще? Казалось бы, раз Офелия — главная героиня, из ее уст мы и должны услышать слова, которые придадут хоть какой-то смысл картине, Офелия должна думать, анализировать. Но нет. С персонажами произошла какая-то непонятная метаморфоза: королева превратилась в истеричку, король в гротескного домашнего насильника, Гамлет... Бедный Гамлет!
Если Офелия главная героиня, то все остальные персонажи должны лишиться права критично мыслить — решил этот фильм. О каких-либо монологах Гамлета речи не веду: от его текста в пьесе осталась лишь пара фраз, брошенная зрителю в лицо. Из сложного, противоречивого персонажа, снедаемого сомнениями, Датский принц превращен в наивного паренька. Если это был способ сместить внимание на Офелию, то это был очень плохой способ. Зато есть бесполезная сюжетная линия о бывшей возлюбленной Клавдия! Да, теперь никому не интересно, что же сталось с Гамлетом. К концу фильма он просто вызывал у меня смех.
Офелия рассказывает принцу о том, что Клавдий убил короля, тогда Гамлет начинает яростную тираду о том, как он отомстит. На что Офелия говорит ему: «Ты же хотел отречься от престола, когда женился на мне». И тут: «Это было до того, как я знал, что его у меня украли». Уровень драмы Гамлета...
Я хочу сделать оговорку. Феминистки взялись за кинематограф: начали переснимать фильмы, где главными героями были мужчины, стали переосмысливать классику. И я ничего не имею против феминизма, только за. Но история есть: «Гамлет» уже написан. Да, феминизмом там и не пахнет. Нежная Офелия падет жертвой замыслов Гамлета о мести Клавдию.
Мужчины долгое время были теми героями, которые размышляют, за которыми стоит будущее. Но это факт истории: тогда никто не думал о том, чтобы дать женщинам право голоса. Если мы перепишем «Гамлета», сделав главной героиней Офелию и выставив Гамлета безвольным дурачком, мы не изменим историю. Да и зачем менять ее?Почему не написать новую? Пусть героиня будет сильной девушкой, пусть в ее голове будут тесниться сомнения, мысли, чувства.
Только почему, если главной героиней становится женщина, то все мужчины вокруг нее превращаются в отпетых подлецов и негодяев? Никто не спорит: Клавдий был отрицательным персонажем, его поступки никоим образом не обелить. Но в фильме он превратился в гротескную карикатуру на самого себя. Если в пьесе Шекспира это был персонаж со своими сомнениями, историей, чувствами, то здесь просто злодей-картонка. Гамлета тоже не пожалели: он растерял все положительные качества, которые принадлежали ему в пьесе. Жаль что такой хороший актер, как Джордж Маккей мог в этом фильме только сводить жалобно брови к переносице и выжимать слезы.
Вместо того, чтобы дать глубокой, содержащей много философских мыслей истории новую жизнь, по свежему взглянуть на нее, все перевернули с ног на голову, при этом нечаянно оторвав голову. Я считаю, что историю пора оставить в покое с ее темными фактами и скелетами в шкафу и дать жизнь новым историям. Что вы думаете о переосмыслении классики? Пишите свое мнение в комментариях!