«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео И Джульетте...» А если бы эта повесть не была печальной, если бы все закончилось по-другому, как бы стали жить герои?
В чем смысл пьесы Шекспира? Хотел ли он сказать только о том, что вражда разрушает жизни? Многие читатели говорят, что влюбленным суждена была смерть: они не были бы счастливы в браке. Ромео и Джульетта венчаются на следующий день после знакомства, они поглощены внезапно вспыхнувшей страстью. Брат Лоренцо поэтому и не хочет женить молодых людей:
Ромео
Но эта предыдущей не чета.
Та злобилась, а эта — доброта.
Брат Лоренцо
И хорошо, что злилась. За любовью
Она угадывала пустословье.
Может быть, через пару недель любовь бы прошла? Тогда главные герои до конца жизни жили бы в несчастливом браке. Тут, вероятно, разгорелись бы страсти не похуже, чем в других пьесах драматурга (только уже на почве ненависти). А может быть, любовь с годами бы просто затерялась, заглохла: Ромео и Джульетту затянула бы рутина? По замыслу драматурга поэтому они и должны были погибнуть, еще поглощенные любовью к друг другу? Я думала так до тех пор, пока не начала перечитывать Шекспира. Дело дошло, конечно же, до Ромео и Джульетты.
Поразительно, сколько вещей в произведениях драматурга случается по велению судьбы (взять Гертруду, выпившую из отравленной чаши, например). Вмешалась судьба и в смерть Ромео и Джульетты.
Только задумайтесь: почему же письмо от брата Лоренцо не дошло до Ромео? Оказывается, что брат Джованни (которому и было поручено передать письмо) был задержан в городе чумой.
Я в путь с собой хотел монаха взять,
Ухаживающего за больными.
Когда я был у брата, нашу дверь
Замкнули сторожа из карантина,
Решив, что мы из дома, где чума,
И не пускали, наложив печати.
Я в Мантую никак не мог попасть.
Во многих пьесах Шекспира можно проследить темы неотвратимости судьбы, ее непоколебимости, жестокости. Конечно главную роль в трагичной судьбе влюбленных сыграла вражда семей, но последней преградой на пути к счастливой жизни была именно чума, получается.
Также стоит обратить внимание на то, как молодых людей влияют несчастья и трудности. Молодой Ромео, переживая разлуку, а потом и смерть молодой жены, из наивного, романтичного юноши превращается в зрелого, даже умудренного опытом мужчину.
Дай мне кирку и лом. Возьми письмо.
Оно к отцу. Ты должен завтра утром
Снести его. Теперь дай факел мне.
Да, я умру, за этим и явился,
Ты ж, милый юноша, ступай добром.
Не искушай безумного.
И я подумала о том, что те события, которые влюбленным пришлось пережить, чтобы быть вместе, сильно изменили их, заставили их повзрослеть. Джульетта, четырнадцатилетняя девчушка, с храбростью отказывается от замужества с Парисом. Кормилица говорит ей о том, что лучше согласиться, но Джульетта тверда: она должна быть верна мужу. В этой девушке сознательности больше, чем во взрослой женщине — Кормилице.
Теперь я уже не так уверена в том, что брак Ромео и Джульетты стал бы несчастным, если бы им удалось спастись. Закаленные трудностями, они не отказались от своей любви. Главные герои повзрослели, они, вероятно, смогли бы жить счастливо в одной семье.
Что вы думаете по этому поводу? Делитесь своими мыслями в комментариях!