От слияния школ, одна из которых старше другой на 40 лет, всем станет лучше?
При администрации Сергея Бусурина Великий Новгород скоро забудет, что такое спокойная жизнь. Очередной очаг напряжения вспыхнул в десятых числах мая, когда в народ просочились слухи об объединении школ №36 (микрорайон Ивушки) и №16 (Деревяницы). Администраторы группы «Ивушки» в соцсетях без промедления заявили, что инициируют сбор подписей против такого «укрупнения» и возможного «перевода всей начальной школы из 36-й в 16-ю».
Наиболее активные граждане, не дожидаясь ответа из мэрии, сами туда направились. Их попытались успокоить вполне в духе бюрократической душевности. Дескать, пока ничего не ясно, официальных распоряжений нет, всё только обсуждается. Разумеется, после таких увещеваний тревога родителей стала нарастать. В итоге 13 мая состоялся онлайн-брифинг, посвящённый предполагаемому объединению школ. Со стороны мэрии в нём участвовали замглавы Ирина Кормановская и председатель комитета по образованию Ирина Шанаева. С другой стороны – родители учащихся (настоящих и будущих) и журналисты.
С самого начала стало понятно, что чиновники не готовы сказать что-то вразумительное обеспокоенным оппонентам. Например, г-жа Кормановская пустилась в рассуждения о том, что в городе есть сильные и слабые школы, современные и не очень. Если «объединить материально-технические, управленческие, педагогические ресурсы и учебно-методические базы двух школ» [36-й и 16-й], получится одна сильная школа с несколькими корпусами.
Почему именно так и произойдёт? Потому что в школе №36 – «современное оборудование, хорошие материальная база и педагогический коллектив». А в школе №16, надо полагать, наоборот. Хотя на сайте 16-й школы нет негативных отзывов о плохом преподавании или примитивной маттехбазе.
Но дело в том, что «процесс объединения образовательных учреждений в городе ведётся более 10 лет». И что теперь – останавливаться? Продолжать строить новые школы? Вы же видите, товарищи, как это тяжело даётся и со школами (№№ 36 и 37), и с детсадами!
Но самое интересное, что не далее как 21 января мэр Бусурин провёл рабочее совещание, на котором, в частности, «был рассмотрен проект строительства ещё одной школы в микрорайоне Ивушки на 1 875 мест». Причём свою позицию мэр не делал тайной: «Будущим ученикам растущего микрорайона нужна новая школа». Да какая там тайна, если в январе губернатор по итогам послания президента РФ Федеральному Собранию дал поручение г-ну Бусурину лично: «Прошу мэра Великого Новгорода в ближайшее время определиться с количеством школ, которые необходимы в городе, и начать работу по подготовке проектно-сметной документации, привязке проектов к местности. Если мы это сделаем, то сможем рассчитывать на федеральное финансирование. Уже понятна структура расселения, как развиваются определённые районы города».
Как видим, реакция мэра была не молниеносной: мелькнуло-громыхнуло - и снова тишина. До 13 мая про школу в Ивушках в мэрии не вспоминали. И вспомнили совсем в ином аспекте. «Реорганизация [объединение двух школ] должна решить [как будет организована] учёба детей в пределах одного микрорайона, в котором они проживают, в том числе вторых детей одной семьи (чьи старшие братья и сёстры уже учатся в школе), – читаем в релизе по итогам брифинга. – В этом году 40 ребятишек микрорайона по результатам приёма заявлений первоклассников не устроены в школу [№16] по месту жительства и стоят в очереди в первый класс школы №36. И с годами количество потенциальных первоклашек вырастет. Объединение решит эту проблему». Объединение, но не строительство школы на 1875 мест. Хотя, если в январе говорили о такой большой школе, значит – это после объективного расчёта, а не после посасывания пальца. И возникает вопрос: на какое же время объединение школ «решит проблему» постепенного размещения в этом комплексе более полутора тысяч учащихся?
Кроме того, мы ничего не говорили пока об удалённости объединяемых субъектов – несколько автобусных остановок. Допускаю, что в горкоме образования учитывают эту проблему. По крайней мере, на брифинге спикеры попытались прикрыть её фиговым листком примеров: «в гимназии «Новоскул» есть три корпуса начального, среднего и общего образования, также гимназии №3, №4, школа №33 тоже занимаются в нескольких корпусах».
Тут стоит заметить, что филиалы гимназий №№ 3 и 4 и школы №33 расположены почти на социальной дистанции друг от друга. У «Новоскула» – ситуация иная: первое здание – на Прусской, два других – на Октябрьской. Слабо верится, что такая дислокация создаёт дополнительные удобства педагогам и учащимся, если им приходится перемещаться из здания в здание.
Но дело даже не в этом, а в собственно подходе. Три года назад мы радостно говорили, что в Новгороде наконец-то строят новую школу, а теперь начинаем внушать, что наше будущее - в слиянии и поглощении. Впрочем, и не будущее вовсе: 10 лет уже напрягаемся. Это - и прошлое нашего образования, и настоящее…
К тому же в современных классах не должно быть больше 25 учеников, а в школах – второй учебной смены. Куда тут без укрупнения? Тем более, на брифинге Ирина Шанаева заверила, что «начальная школа школы №36 не переедет в школу №16, раздельного обучения начальной и средней школы в разных корпусах не будет».
В чём же тогда смысл модернизации? В сокращении нескольких единиц административного аппарата? Или в имитации работы по созданию удобных условий для обучения ребятишек? Но, похоже, это создаётся завеса для тихого отказа от планов строительства второй школы в Ивушках. Новостройку могут заменить слиянием новой 36-й школы с построенной 42 года назад школой №16.
P.S.:
На следующий день после онлайн-брифинга на авансцену вышел мэр. Он назвал информацию о переводе начальных классов из 36-й школы в 16-ю фейком. И добавил: «Хотелось бы посмотреть в глаза тому, кто это придумал». Сделать это, на мой взгляд, очень просто: г-ну Бусурину нужно подойти к зеркалу. А каких реакций он ждал на просочившиеся в город слухи о слиянии? Да и элементарная логика диктует, что перераспределение классов будет. Пусть не с 1 сентября с.г., так в 2021-м.
16-я школа по проекту рассчитана на 320 мест, сегодня там более 500 учащихся (см. «Дневник.ру»). Допустим, расширение сделано за счёт внутренней перестройки. Итак, по максимуму – это 20 классов. Если дети в соединённых 16-й и 36-й будут учиться с 1-го по 4-й класс в Деревяницах, можно создать по пять классов. Тогда в 2021 году в 16-й школе будет пять 1-х классов и останутся свои 2-4-е классы. Может быть, добавятся 4-е классы из Ивушек, чтобы обеспечить кворум и переезжать ненадолго. Далее, начиная с 5-го класса, учащиеся станут переходить из 16-й в 36-ю школу. И постепенно (в течение четырёх лет) 16-я превратится в школу начального образования.
Возможно, у мэрии другой план. Но там с партизанским упорством о планах молчат. Заметьте, 14 мая на своей странице в «ВКонтакте» г-н Бусурин только косвенно подтвердил, что школы объединяют. И главное – как? Эмоций хватило только на разоблачение «фейков».
Кстати, согласно госпрограмме «Содействие созданию в Новгородской области новых мест в общеобразовательных организациях…», утверждённой правительственным постановлением №268 от 12 июля 2019 года, «к 2025 году 100% обучающихся перейдут из зданий общеобразовательных организаций с износом 50,0% и выше в новые общеобразовательные организации». Износ здания школы № 16 сегодня близок к 30%...
Геннадий РЯВКИН
В ТЕМУ:
Не наигрались?
Был такой невинный анекдот. Человек заходит в родной двор и с ужасом видит: липы повалены, пара припаркованных автомобилей перевёрнута кверху колёсами, качельки и прочие сооружения разломаны и подетально размётаны по территории, грибок над песочницей сломан пополам, в самой песочнице сидит девочка детсадовского возраста и утирает пот со лба: «Уф, наигралася!».
У меня есть впечатление, что взрослые девочки из новгородской системы образования (как и мальчики) всё никак не могут наиграться. Всё ворочают городские школы, как кубики. Добро бы – кубики с буквами, из которых сложится, того и гляди, что-нибудь доброе и вечное. Но на кубиках нет букв – глубинный смысл преобразований отсутствует.
Объединяться – модное политическое поветрие. Ненецкий автономный округ готов слиться в экстазе с Архангельской областью – всего лишь из-за того, что падение цен на нефть опустошило бюджет НАО, долгие годы остававшийся завидным даже для Архангельска, поскольку НАО существовал щедротами «Лукойла». Цена на нефть может выздороветь, а вот относительную самостоятельность округа уже не вернёшь. Теперь начали рассуждать о слиянии сразу трёх субъектов – Тюмени, ХМАО и ЯНАО (благо там тоже все нефтегазозависимы).
Но то – политика, в том числе бюджетная. А вот системе образования – одной из самых консервативных по сути своей сфер человеческой деятельности – преобразования вообще противопоказаны. Ян Амос Коменский жил, как известно, в XVII (!) веке, а его педагогические принципы по-прежнему действуют и универсальны, в то время как многие иные педагогические открытия (вроде макаренковских) успели забыться или остались для очень узкого применения.
С педагогикой как таковой сегодня, впрочем, всё не очень хорошо – независимо от игрищ со школьным имуществом и должностями. Педагогов всё меньше, всё больше – лекторов. И менеджеров. То есть тех, которым всё не наиграться.
Это менеджеры решили отказаться от старой доброй практики формирования школ за счёт маленьких жителей микрорайона, где учебное заведение расположено, - и породили панику и скандалы перед 1 сентября. А заодно только подтвердили гибель педагогики: при такой системе учитель уже не станет, как полвека назад, навещать семьи своих учеников – потому уже, что физически не сможет мотаться по разным районам города.
Это менеджеры, хотя и сами учились в школах, успели забыть, что каждая школа являла из себя всегда как бы «второй дом» и единую команду детей, от первоклашки до выпускника. Семью, в которой можно было младших поручить попечению старших с большой обоюдной пользой.
У меня есть личный опыт. Первой в Новгороде двумя зданиями обзавелась когда-то школа №11. И это не представляло для нас удобства. Теперь её же, преобразованную в гимназию «Новоскул», разметало аж по трём адресам. Причём между её зданиями уже не 500 метров, как в моё время, а два километра. Что ставит под сомнение существование единой команды, семьи не только детей, но и учителей. 11-й школы нет давно, но теперь, считаю, нет и гимназии «Новоскул» как таковой.
И если ещё можно найти оправдание модернизациям, в результате которых учащиеся распределяются по зданиям и по возрастам, то управленческий эффект от объединения в форме, анонсируемой г-жой Шанаевой, совсем примитивен. Единственным поводом для таких метаморфоз является исключительно оптимизация расходов. Та самая, навязшая у общества в зубах. Вы уже дооптимизировались в здравоохранении, господа (и коронавирус уже ткнул вас носом в плоды ваших трудов – по всей стране ткнул). Экономия на детях – не менее глупа и кощунственна, чем экономия на здоровье.
Да и экономия-то, полагаю, выйдет смешная. Будет один директор вместо двух. Наверное, и один завуч вместо двух. Зато, скорее всего, понадобится пара завхозов: должен же кто-то ежечасно наблюдать за состоянием имущества? Количество прочих технических работников наверняка останется неизменным.
Исходя из этой гипотезы, я тут придумал оптимизацию похлеще. Она действительно даст экономию. Давайте объединим все-все-все школы города – в одну. Сразу тридцать шесть директоров отправим на биржу труда (или преподавать детям школьные предметы). А директорствовать будет глава нынешнего, как выразился коллега Рявкин, горкома образования.
У этой системы минус – только один: исчезает простор для манёвра, уничтожается перспектива дальнейших модернизаций. Но ничего страшного: неужели вы, дамы, ещё не наигралися в вашей песочнице?