Сейчас мы любуемся парадным видом Нижнего, обращённым к речным путешественникам красотой особняков, короной старой крепости, высотой Чкаловской лестницы, таинственностью Александровского сада.
Однако так было не всегда. До визита в Нижний Новгород Николая I путешественники, что проплывали по Волге, заморские купцы, что плыли на Ярмарку, лицезрели на правом берегу отхожее место домовладений нижегородцев.
Николай при визите в город вряд ли был разочарован. Задолго до него свой неприятный отзыв оставила его бабушка Екатерина II.
Уже во времена царствования Николая, в 1826 году, флигель-адъютант Мансуров в своем отчете в ходе секретной миссии в Нижний записал, что с переносом ярмарки от Макарьева под Нижний Новгород, «казалось, что город, коего доходы умножились, должен бы был в течение около 10-ти лет принять приятнейший вид, а жители оживиться в деятельном движении торговли. Ничего подобнаго неприметно». Город шумел в дни Ярмарки, а затем на весь год уходил в спячку Российской глубинки.
Нужно понимать, как досадно было читать это представителю царской семьи. Ведь на постройку Ярмарки и ее благоустройство было выделено так много средств, что пришлось приостановить строительство Зимнего Дворца! А что видели гости с противоположного берега, от великолепия работы Бетанкура? Свалку?
Терпение государя лопнуло, когда он посетил Нижний Новгород в 1835 году. Тогда он сделал много замечаний и выводов.
В том числе, зажимая нос, он приказал снести деревянные строения Панской слободы, обустроить Казанский и Георгиевские съезды. В дальнейшем было решено разбить в треугольнике между съездами парк на террасах. А по кромке откоса вымостить улицу, что теперь мы называем Верхне-Волжской.
Местные чиновники пытались возражать Николаю. Они ссылались на то, что русские люди - люди равнин и не поймут парка на горах. На что государь ответил «Пусть привыкают». По приказу Николая I склоны подрезаны и одернованы. Проект основания парка и набережных был утверждён в 1835 году. Работами руководили академик архитектуры Иван Ефимович Ефимов и полковник корпуса инженеров путей сообщения Пётр Данилович Готман.
В 1836 году император Николай I прислал в Нижний Новгород придворного садовника Карла Петцольда. Он считался мастером романтических пейзажных композиций называемых в Европе английскими. Пейзажный парк, отличается от регулярного тем, что подражает природе. Выглядит так, будто человек не прикладывал к этому руку, что было модно в эпоху романтизма. Однако была проделана колоссальная работа. Этот парк рукотворный. Два года выравнивалась территория, формировались серпантинные дорожки, группами высаживались древесные насаждения. Склоны с уклонами более 30 градусов формировались вручную. Работы прерывались из-за оползней. В 1841 году основные работы были окончены. Высадка деревьев продолжалась ещё девять лет. Сад был назван именем супруги императора.
Теперь парк воспринимается горожанами, как естественная зелёная зона. К сожалению, в нем не кипит та жизнь, о которой писал в 1867 году историк Храмцовский: «В сумерки сад весь горел тысячами разноцветных огней, освещавших густые толпы гулявших по его извилистым аллеям».
Но ведь от нас зависит, чем мы наполним этот сад, отдавая должное мастерам создавшим его и государю, терпение которого лопнуло.