Иерихон. Древо Зекхея-мытаря.
В древнем Иерихоне есть сегодня замечательное место, где много столетий назад росла та самая смоковница, на которую забрался человек маленького роста, чтобы увидеть Спасителя, окруженного многочисленной толпой. Звали его Закхей и был он мытарем, то есть ненавистным для иудеев сборщиком податей. С одной стороны на дерево его вынудил влезть малый рост, а с другой – надежда увидеть Мессию, о Котором столько говорили в Иерихоне. И надежда эта вполне оправдалась. Христос не только заметил его веру, но и пожелал быть у него в гостях. Так мытарь стал апостолом, а иудей христианином. Впоследствии он стал даже епископом .
Евангельское повествование о Закхее трудно понять в достаточной мере. Так много внешних событий, что за ними едва угадывается содержание.
Представим себе Иерихон две тысячи лет назад. Древний густонаселенный город в Иудейской пустыне на перепутье торговых дорог. Бойкая торговля и бурная жизнь. Властвующий ненавистный Рим был очень прагматичен. Налоги с непокорных иудеев собирают сами иудеи. Должная часть достается Риму, и излишки остаются мытарю. Поэтому они ненавидимы и презираемы всеми, с одной стороны - они служители оккупантов, а с другой им завидуют как богатым, боятся как жестоких и проклинают как безжалостных. А что о себе думает сам мытарь? Он платит людям тем же, но сердце его уязвляется своей и чужой злобой.
И вот по улицам древнего восточного города идет Мессия. Город в смятении, все хотят видеть Его, слава о нем громогласна, а чудеса возбуждают любопытство. Толпа столь велика, что людям маленького роста не остается шансов увидеть Того, о Ком говорят повсюду. И тогда богатый мытарь Закхей влезает на смоковницу, очень хочется видеть Того, весть о Котором волнует весь Израиль на протяжении веков. И Господь видит смятенное сердце богатого человека. « Закхей потрудись слезть, Мне надлежит сегодня быть в твоем доме.» Почему Господь выберет из всех богатых и бедных домов именно этот? Ясность приходит далее. Спаситель называет его сыном Авраама. Авраам был милостивым и смиренным, а бремя богатства только преумножало его смирение и милость. Закхей от присутствия в своем доме Господа раскаивается в своих грехах и милосердие его становится смыслом дальнейшей жизни. А теперь хочется задать простой вопрос, сколько людей желали видеть Христа и видели его при жизни? Думаю, что вместе с Закхеем на Него смотрели тысячи. Но только один из них имел залогом смиренное мнение о себе и раскаяние в своих поступках. Это истинное сокровище и получило награду от Бога. Господь восстановил его в числе потомков праведника.
Так и сегодня. Сколько человек во всем мире видят Спасителя в Евангелии, но только единицы, знающие свою немощь и переживающие о своих грехах, могут увидеть Христа по настоящему и принять Его в доме своего сердца.
Сегодня на месте древней смоковницы только не очень больших размеров пень, а рядом красивый греческий храм. У пня икона, на которой среди ветвей сидит праведный мытарь и желает только одного, увидеть Спасителя. Вокруг пня все так же растут высокие смоковницы, но на их ветвях никого нет. Неужели по этим улицам больше не ходит Христос? Конечно ходит, только сокровенно, только мир огрубел и люди крепко стоят на земле. Зачем им Тот, ради Которого нужно оставить все земное?! Вот и нет никого больше на этих больших ветвях.