Найти тему
Strike

Как авиакомпании планируют новые маршруты

Оглавление

Ежегодно авиакомпании увеличивают количество выполняемых маршрутов. Особенно заметно расширилась карта полётов внутри России. Если ещё лет 10 назад пассажирам приходилось совершать перелёт из одного региона в другой через крупные авиахабы Москвы, то в последние годы многие авиакомпании сделали ставку на развитие региональной сети. Теперь для того, чтобы отправиться в Сочи из отдельных уголков России, не нужно покупать билеты в Москву, а затем бежать в другой аэропорт на пересадку. Достаточно подгадать время и найти прямой рейс на требуемую дату. Например, в летнем расписании аэропорта Адлера можно встретить беспересадочные перелёты из Астрахани, Брянска, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Кемерово, Краснодара, Калуги, Курска и других городов России. И тут возникает вопрос — каким образом авиакомпании планируют новые маршруты и составляют полётные карты?

Ведь совсем не обязательно, что рейс будет пользоваться спросом. Иногда и вовсе складывается впечатление, что перевозчики принимают решение об открытии нового маршрута просто кидая дротики в карту. Но это не так. Попробуем разобраться.

Что такое сетевое планирование и как оно связано с картой полётов

Главный товар, который продаёт авиакомпания — это полёт из точки А в точку В. Пассажиры выбирают того или иного перевозчика ориентируясь на маршрут, а не на удобные места, вкусное питание или другие удобства. Всё это — сопутствующие товары. Согласитесь, любой человек в первую очередь выбирает направление полёта. А уже потом из списка авиакомпаний, которые обслуживают маршрут, отмечает цену, удобства и т.д. Ни один пассажир не согласится сменить рейс из Москвы в Стабул на перелёт из столицы России в Сидней, просто потому что его выполняет любимая авиакомпания, предлагающая отведать блюда мишленовских ресторанов на борту, щедро сдобренных напитками.

Как правило, люди хотят путешествовать из одного пункта в другой максимально быстро и доступно. Авиакомпании стараются удовлетворить этот спрос, предлагая удобные графики и низкую цену. Поэтому над созданием нового маршрута трудится целый специальный отдел. Эксперты прогнозируют спрос на то или иное направление, а руководство принимает решение о внедрении нового рейса.

Весь этот процесс (от анализа спроса до подписания внутреннего нормативно-правового акта об открытии определённых маршрутов) называется сетевым планированием.
-2

Специалисты, ответственные за внедрение нового маршрута должны предоставить экономическое обоснование и ответить на вопросы:

  • Каковы целевые рынки для нового маршрута?
  • Сколько дней в неделю необходимо обслуживать маршрут, чтобы покрыть спрос?
  • В какое время суток следует обслуживать маршрут?
  • Какой тип самолёта выбрать?
  • Кто является основным конкурентом?
  • Какие затраты и доходы ожидаются от эксплуатации нового маршрута и т.д.?

Авиакомпании оценивают потенциальные риски, а также прогнозируют прибыльность. Если на маршруте уже есть конкуренты, необходимо предугадать их реакцию. Возможно, другой перевозчик снизит цены и тогда внедрение маршрута станет нерентабельным. Специалисты должны дать прогноз того, что потребуется изменить в случае той или иной реакции конкурента.

Особенности планирования авиамаршрутов в России

Авиакомпании России также руководствуются принципами сетевого планирования. Однако в последние годы правительство России держит курс на развитие внутренней маршрутной сети.

На сайте Росавиации опубликован перечень целевых программ, заказчиком которых является федеральное агентство воздушного транспорта. В первую очередь финансовая поддержка выделяется перевозчикам, объединяющим Крым, Калининград и Дальний Восток с центральной частью России. Программы были внедрены ещё в 2017 году. В их число входят:

  • Социально-экономическое развитие республики Крым и города Севастополя до 2020 года;
  • Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года (с 2017 года мероприятия реализуются в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 годы)»);
  • Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 — 2020 годы) (с 2017 года мероприятия реализуются в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 годы)»);
  • Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 годы), подпрограмма «Гражданская авиация».

Одной из наиболее популярных программ являются субсидированные билеты. Они были внедрены с целью популяризации воздушного транспорта в отдалённых регионах страны. Для получения федеральной помощи авиакомпаниям необходимо открывать новые маршруты в Крым, на Дальний Восток или между отдельными регионами страны.

Субсидии выплачивает не только федеральный центр, но и регионы. Например, маршрут Абакан — Кемерово в равных долях финансируют региональные правительства Кемеровской области и республики Хакасия. Они покрывают 61% расходов, которые авиакомпания затрачивает на обслуживание данного маршрута. Аналогичным образом оплачивается содержание маршрута Волгоград — Астрахань. Республика Татарстан покрывает 50% расходов авиакомпании при выполнении рейсов из Бугульмы в Сургут, Нижневартовск, Усинск, Новый Уренгой и Ноябрьск. На 2020 год таких маршрутов насчитывается более 260.

Несмотря на помощь правительства, авиакомпаниям приходится учитывать спрос на некоторые маршруты и выбирать воздушные суда, которые позволят обеспечить билетами всех желающих. Например, по маршруту Уфа — Чебоксары курсировал АН-2. Впоследствии маршрут был закрыт из-за низкого спроса.

Однако отдельные прямые рейсы пользуются популярностью, в особенности перелёты в Крым и на Черноморское побережье.

В остальном же российские авиакомпании, как и зарубежные, придерживаются метода сетевого планирования, изучая досконально спрос, предложение, конкурентов и прочие факторы, которые могут повлиять на прибыль. К счастью, несмотря на сложность прогнозирования, количество маршрутов каждый год увеличивается. В летнем сезоне открываются новые рейсы на популярные курорты. В зимнем расписании появляются горнолыжные трассы и обычные маршруты, связывающие популярные города мира.

Фото: simpleflying.com

Почему самолеты не летают по прямой, а по дуге или зигзагами