Найти тему
Олеся  Орленко

Возвращение атамана. Зачем пытаются реабилитировать нацистского пособника

«Примирение» с крайне правыми и профашистскими силами русской истории опасно и для дня сегодняшнего
Артем Кирпиченок

Полную версию статью читайте на сайте: http://remembrance.ru/2020/05/22/krasnov/

26 апреля 2020 г. в эфире канала «Россия 1» телеведущий Дмитрий Киселев перечислил персонажей русский истории, которым, по его мнению надо ставить памятники. Среди прочих был упомянут и казачий атаман Петр Краснов, активно сотрудничавший  с гитлеровской Германией в годы Второй мировой войны. В дальнейшем, журналист, являющийся одной из знаковых фигур российского телевидения, дезавуировал свои слова, заявив, что фамилия Краснова была назвала им «условно». Однако ряд моментов не позволяет забыть о досадной оговорке.

Источник: http://remembrance.ru/
Источник: http://remembrance.ru/

Дело здесь не только в том, что подготовка любой телепередачи – это коллективный труд, и на канале «Россия 1» должны были найтись люди, которые указали бы Дмитрию Константиновичу на его оплошность. Гораздо более существенно другое: в последние десятилетия мы видим неоднократные попытки реабилитации и увековечивания памяти людей, запятнавших себя сотрудничеством с нацизмом. Самым известным примером подобного рода была организованная Российским военно-историческим обществом установка в 2016 г. в Петербурге памятной доски, посвященной финскому маршалу Густаву Маннергейму в 2016 году в Петербурге. Лишь после протестов гражданского общества, возмущенного появлением в северной столице мемориала соучастнику блокады Ленинграда и лицу, ответственному за  репрессии против не-финского населения на территории оккупированной в 1941-1944 года Карелии, доска была снята. Но не уничтожена, а перенесена на территорию Музея Первой мировой войны в Царском Селе.  

В публицистической и научной литературе замалчивание пронацистских симпатий таких известных представителей русского зарубежья, как великий князь Владимир Кириллович, философ Иван Ильин, шахматист Александр Алехин, писателей Димитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус и многих других, давно превратилось в обычную практику. Флирт этих людей с нацизмом представляется как «эпизод», «случайность», или «логика борьбы с большевизмом».

Попытки реабилитации и увековечения памяти самого Петра Краснова неоднократно предпринимались в России с начала 1990-х гг. Причины не скрывались: по словам лидера организации «Добровольческий корпус» Леонида Ламма, «сегодня у многочисленных и довольно разрозненных казачьих организаций нет другой такой яркой иконы для объединения, такого символа сопротивления большевизму. Все остальные казачьи атаманы бледнеют на фоне генерала Краснова, выданного англичанами и казненного большевиками, и его реабилитация должна стать знаком окончательной победы над официальной большевистской историософией»...

... Юридическая и моральная реабилитация Петра Краснова действительно на данный момент сталкивается с непреодолимыми трудностями.  Если до 1917 года деятельность Петра Николаевича может уложиться в трафарет «слуга царю — отец солдатам», то после Февральской революции 1917 года поступки генерала вызывают нарекания не только с позиции советской историографии.

В 1917 году Петр Краснов без колебаний перешел на службу Временному правительству, а затем участвовал в Корниловском мятеже, уже направленном против нового режима. В октябре 1917 года генерал вел свои части на Петроград против большевиков, попал в плен и получил свободу, дав честное офицерское слово, что не будет воевать против Советской власти...

... 22 июня 1941 года Петр Краснов безоговорочно поддержал нападение Третьего Рейха на Советский Союз. В его обращение в частности говорилось: «Я прошу передать всем казакам, что эта война не против России, но против коммунистов, жидов и их приспешников, торгующих Русской кровью. Да поможет Господь немецкому оружию и Хитлеру! Пусть совершат они то, что сделали для Пруссии Русские и Император Александр I в 1813 г.»...

... Одновременно с этим, вопрос реабилитации Краснова, Власова и других нацистских пособников влечет за собой ревизию всей истории войны 1941-1945 года, которую пытаются представить как «Вторую гражданскую» и тем самым уравнять тех кто сражался на стороне Третьего рейха и советских солдат.  Концепция «долгой гражданской войны» первой половины XX века давно обсуждается как в зарубежной, так и в российской историографии. Гитлеровское вторжение обострило национальные, классовые и социальные противоречия многих европейских стран, включая Грецию, Югославию, Польшу, Италию.  Подобные процессы имели место и на территории СССР.  Консервативные, националистические, праворадикальные силы увидели в 22 июня 1941 года шанс взять реванш за поражение в 1917-1921 гг.  Но это никак не может служить оправданием пособникам Третьего Рейха. Союз с Гитлером лишь привел к их политический и общественной делигитимации на долгие десятилетия и нет никаких причин менять сложившийся статус.