Хелена Бонем Картер прославилась ролями романтичных англичанок эпохи корсетов и светских балов, но в то же время подарила зрителям самых неоднозначных и сумасшедших киногероинь. В день рождения актрисы вспоминаем ее лучшие роли, отношения с Тимом Бёртоном и эксцентричный стиль.
Бабушка Хелены по отцовской линии — известная политическая деятельница и феминистка Вайолет Бонем Картер. Она была близкой подругой Уинстона Черчилля, несколько раз возглавляла организацию «Женская либеральная федерация» и была первой женщиной-президентом Либеральной партии Великобритании.
Хелену не приняли учиться в Королевский колледж Кембриджа — руководство боялось, что она бросит учебу ради актерской карьеры.
Реймонд Бонем Картер, отец Хелены, в результате неудачной операции перенес инсульт и оказался прикован к инвалидной коляске. В 1998 году при подготовке к съемкам фильма «Теория полета» Хелена проводила с отцом много времени, изучая его движения. По сюжету, ее героиня Джейн страдала от болезни моторных нейронов — неизлечимого заболевания, при котором наступает полная атрофия мышц.
«Теория полета» стала переломной работой в карьере Хелены. Изначально она прославилась как «королева корсетов», сыграв роли литературных и исторических героинь: Леди Джейн Грей, шекспировскую Офелию и Люси Ханичерн из романа Эдварда Форстера. К концу 90-х она стала появляться на экране в более нестандартных образах. После «Теории полета» к фильмографии Хелены добавилась Марла Сингер из «Бойцовского клуба», а позднее — темная волшебница Беллатриса Лестрейндж и подружка маньяка-парикмахера Миссис Ловетт.
Хелена в какой-то степени похожа на Джека Николсона: она так же олицетворяет на экране самых харизматичных психопаток.
Изначально режиссер «Бойцовского клуба» Дэвид Финчер предложил роль Марлы Сингер актрисе Джанин Гарофало, но, как гласит легенда, это кандидатуру не одобрил Эдвард Нортон. Среди претенденток были Кортни Лав, Вайнона Райдер и Риз Уизерспун, но Финчер все же выбрал Хелену Бонем Картер. В интервью The Guardian актриса вспоминала, что публика Венецианского кинофестиваля, где состоялась премьера «Бойцовского клуба», освистала фильм. Тогда к подавленному Финчеру подошла мать Хелены Елена, которая приехала на итальянский смотр вместе с дочерью. Она сказала, что «Бойцовский клуб» станет культовым фильмом — и в итоге оказалась права.
Елена, когда Хелена была еще ребенком, пережила нервный срыв, после которого восстанавливалась три года. «Мама носила брошь в форме ежа. Когда у нее был хороший день, брошь находилась в правильном положении. В другом случае она переворачивала ежа вверх ногами», — вспоминает актриса. После лечения Елена решила стать психотерапевтом и теперь читает сценарии будущих работ дочери, чтобы помочь ей определить характеры и понять психологию героев.
В 2000 году Хелена встретила Тима Бёртона — режиссер предложил ей роль в своем фильме «Планета обезьян». Журналисты шутят, что он был единственным человеком на Земле, который взглянул на утонченное лицо Хелены Бонем Картер и разглядел на нем глаза шимпанзе. Хелена стал музой и спутницей эксцентрика Бёртона на 13 лет — вместе они воспитывали двоих детей и снимали значимые для фильмографии обоих фильмы: «Крупная рыба», «Алиса в стране чудес», «Чарли и шоколадная фабрика», «Суини Тодд».
Для общественности даже их роман был воплощением очередного фильма Бёртона — когда Тим переехал в коттедж по соседству с Хеленой, пошли слухи, что их дома связывает подземный туннель, населенный летучими мышами.
Роль Беллатрисы Лестрейндж Хелена тоже получила не сразу — фанатичную соратницу Темного Лорда должна была сыграть Хелен Маккрори, но актриса забеременела незадолго до старта съемок и появилась лишь в следующем фильме в образе Нарциссы Малфой. Съемочная группа в итоге остановила свой выбор на Хелене Бонем Картер.
«Я думаю, что сделала ее более безумной, чем было запланировано изначально. Гнилые зубы Беллатрисы были моей идеей — она ведь много времени провела в тюрьме. А еще корсет, чтобы она выглядела кем-то вроде амазонки. Беллатрикс (оригинальное имя персонажа) означает воительница. Мне хотелось, чтобы она была сексуальной и отвратительной одновременно».
В 2009 году Хелена Бонем Картер одновременно снималась в двух фильмах: первой части «Гарри Поттера и Даров Смерти» и в исторической драме «Король говорит», где сыграла Елизавету Боуз-Лайон — жену короля Георга VI. «Иногда мой сын Билли спрашивал меня, — вспоминает Хелена — „Завтра ты будешь ведьмой или королевой?“ Это очень хорошо описывает мою жизнь».
В 2014 году поклонники Тима Бёртона и Хелены Бонем Картер оплакивали расставание пары, но сама актриса, хоть и переживала из-за разрыва, отнеслась ко всему с мудростью.
«Когда-то мы нашли друг друга, но знаком успешных отношений не становится распространенная концовка „вместе навсегда“. Иногда вы не остаетесь вместе, и с этим нужно смириться. Отношения с Тимом были подарком, огромным подарком — мы подарили друг другу детей и много другого».
Хелена Бонем Картер была знакома с принцессой Маргарет, которую она играет в сериале «Корона». Принцесса дружила с дядей актрисы Марком, и в детстве Хелена встречала ее на вечеринках в его доме. При подготовке к съемкам в «Короне» Бонем Картер провела большое исследование о Маргарет, много общалась с ее друзьями, личным парикмахером и фрейлинами. Помимо этого, Хелена связалась с духом Маргарет с помощью экстрасенса. «Я знаю, что большинство людей скажет „о боже, она точно сумасшедшая“, но я верю: есть люди, которые остаются здесь после смерти», — рассказывает Хелена в интервью британскому Harper’s Bazaar.
Хелену Бонем Картер могут сколько угодно критиковать за отсутствие вкуса — она все равно останется иконой своего собственного стиля, где превалируют черные тона, элементы готики и викторианской моды. Она вдохновляется одновременно панк-дизайнером Вивьен Вествуд и Марией-Антуанеттой, носит туфли разных цветов на ковровые дорожки и расценивает моду как возможность повеселиться.
«Мода была украдена индустрией, диктующей правила того, как мы должны одеваться. Мне хочется сломать шаблон и показать, что мир от этого не рухнет».
Отвечая на критику, Хелена не считает, что ее стиль эксцентричен. Эксцентрична она сама, и именно за эту смелость в самовыражении и талант мы ее любим.