Я зажмурилась и ткнула в список фильмов - победителей Каннского фестиваля. Попала в название "Зимняя спячка". Да, многообещающе...
Через некоторое время после начала просмотра поняла, что где-то я это видела, или читала. Что-то неуловимо знакомое было в диалогах и в самом действии. Не выдержала, залезла в интернет - так и есть! Фильм поставлен по рассказу Чехова "Жена". Отложила просмотр, решила перечитать оригинал.
Главный герой у Чехова, Павел Андреевич - бывший чиновник железнодорожного ведомства в отставке. Он весьма состоятельный человек, решивший на досуге посвятить себя литературе и написать фундаментальный труд по истории железнодорожного дела. Его жена Наталия Гавриловна занимается благотворительностью в пользу голодающих крестьян.
Действие фильма происходит в Каппадокии, уникальной местности на востоке Турции , чей ландшафт сложился аж 60 миллионов лет назад. Главный герой по имени Айдын - в прошлом неудавшийся актер, а сейчас - хозяин маленькой гостиницы, занят созданием серьезной книги об истории турецкого театра. Супруга Айдына, красавица Нихаль собирает благотворительный комитет для поддержки местных начальных школ.
Основа действия - глубокий личностный конфликт между героем и его женой.
На мой взгляд это одна из лучших экранизаций Антона Павловича. Неспешное повествование, тонкая игра актеров. Я с огромным удовольствием наблюдала как ювелирно актер Халук Бильгинер создает образ героя, мелкими точными штрихами рисует портрет непростого человека. Айдын образованный и умный человек, но с каждым поступком его личность раскрывается с неожиданно неприглядных сторон.
Есть в фильме персонаж, которого нет в рассказе. Это Неджла, сестра Айдына. Женщина среднего возраста, разведена и вынуждена жить в семье брата и за его счет. Удивительно чеховская героиня получилась с ее ленью, бездельем, пустопорожними рассуждениями на христианские темы. Она, как назойливая муха преследует Айдына, вызывая справедливое раздражение всех окружающих.
У Айдына есть внутренняя проблема - он стремится всех контролировать. Прежде всего, конечно, жену. Но Нихаль женщина гордая и свободолюбивая, поэтому у Айдына возникают серьезные сложности в семье.
Есть в фильме два роскошных момента. Первый - сцена отлова дикой лошади. Айдын захотел ввести в своем отеле новую услугу - катание на лошадях. Так вот сил нет смотреть, как по прихоти человека загоняют прекрасное сильное животное. Сразу возникают ассоциации с Нихаль.
Вторая сцена, когда Айдын выпускает коня обратно на волю - эффектно и символично. Хотя, думаю, Чехову такой прием не понравился бы. Антон Павлович не любил ярких красок.
В фильме много отсылов к русской классике. Например, в кабинете Айдына на стене висит рисунок Ильи Глазунова из его иллюстраций к "Идиоту" Ф.М. Достоевского. Есть эпизод сожжения денег, аналогичный сцене из этого же произведения.
Фильм получился какой-то очень русский, как это ни странно. Большое спасибо режиссеру Нури Бельге Джейлану. Порадовал.
С удовольствием рекомендую фильм всем, кто любит русскую классику и способен выдержать трехчасовое действо-).
Благодарю за внимание и до новых встреч.
Поддержите мой канал.
Фото взяты из открытых источников.