Уроки антикризисной коммуникации, эмпатии и изобретательности
(Не)рабочие дни в России подходят к концу. Останутся ли прежними внутренними коммуникации? В апреле мы провели небольшое исследование: спросили у внутрикомов и HR, что происходит в их компаниях, пообщались с экспертами и коллегами. Все сходятся в одном: все изменилось – и приоритеты, и задачи. Работы стало больше. Коммуникаторы и HR оказались на передовой, вместе с ИТ, которым пришлось экстренно разворачивать инфраструктуру для удаленной работы.
И это не прошло осталось незамеченным: в 53% компаний сотрудники стали читать внутренние коммуникации больше, 24% - не меньше обычного, что тоже хорошо на фоне сильного информационного шума и изменения формата работы.
Мы находимся в тесной связке с руководителями высшего звена и бизнес единиц, помогая им находить правильные каналы коммуникации с сотрудниками. Предлагаем новые форматы, которые актуальны в текущем периоде, особенно в период работы значительной части офиса на удаленном формате. Помогаем адаптировать бизнес процессы и привычные регламенты к новому режиму работы компании. И, конечно, помогаем выстроить коммуникации с сотрудниками, не только донести до них важную и актуальную информацию, но и помочь организовать безопасное пространство на работе, повышенные меры профилактики и защиты здоровья сотрудников, обеспечивая при этом бесперебойное производство.
Виктория Абраменко, УралХим
Босс или лидер?
Многие компании по-новому взглянули на важность имиджа высшего руководства, а у внутрикомов появилась новая задача – поддерживать лидерские коммуникации и развивать личный бренд руководителей.
Приятно отметить, что по итогам исследования, 30% компаний сообщили об изменении формата работы после объявления апреля нерабочим месяцем рассылкой от лица генерального директора, 20% - от HRD или кадровой службы, еще 34 провели собрания –очно или в онлайн. Причем значительная часть, более половины опрошенных, использовали более одного канала коммуникации.
Залог успешной антикризисной коммуникации - сообщать информацию оперативно и своевременно и с участием первых лиц компании. И компании хорошо усвоили этот урок.
Я считаю, что умение говорить не только о победах, но и о сложностях, настраивать команду на совместный (пусть и тяжелый) труд – одно из самых важных умений руководителей и HR. Вижу много отличных примеров, когда собственники открыто демонстрируют свои позиции и стремятся защитить свой бизнес – Анастасия Татулова из Андерсон (выступление перед президентом, публикации в соц сетях, переориентация бизнеса на доставку), Федор Овчинников из Додо Пицца (потенциальный запуск новых продуктов, открытое обсуждение падения показателей и планов на их реанимацию) и многие другие.
Светлана Олифер, управляющий партнер Team Insight
Сила фидбека
Опрос подтверждает: ситуация неопределенности способствовала развитию каналов обратной связи в компаниях. К примеру, по итогам опроса, после объявления о переходе в режим карантина более 60% работали с обратной связью – собрали вопросы на специальный ящик, назначили ответственных и провели сессию вопросов-ответов, 22% - отвечали в частном порядке, и лишь 2% опрошенных не проводили никакой работы с обратной связью.
Руководителю сейчас важно фокусироваться не только на постановке и контроле выполнения задач, но и на обсуждении с сотрудником беспокоящих его вопросов о работе. Вряд ли кто-то может работать суперэффективно, постоянно думая о грядущем сокращении. Если же сокращение предстоит, я думаю, гораздо лучше заранее обсудить это с сотрудником и постараться помочь ему в будущем поиске работы (например, написать рекомендательное письмо или в HR помочь составить ему резюме) и честно договориться об обоюдных обязательствах, чем требовать 100% выполнения планов
Светлана Олифер, управляющий партнер Team Insight
В текущей ситуации люди бояться потерять свою работу, их пугает непредсказуемость будущего. Они хотят предсказуемости, стабильности и человеческого отношения. Поэтому проявите эмпатию и дайте им это в своих коммуникациях.
Сейчас очень важны человечные коммуникации: с юмором, позитивом, эмпатией, оптимизмом (даже в сложных ситуациях)
Татьяна Ананьева, Директор по развитию бизнеса, Апостроф-медиа (источник)
Как признаются коллеги из крупных компаний, в целом количество различных опросов выросло. Сотрудников спрашивают о состоянии здоровья, настроении, общении с коллегами, а также о пожеланиях по организации работы по окончании карантина. Кстати, по мнению наших источников, количество последних – около трети. Повод задуматься.
Есть идея: Все мы понимаем, что слишком большое количество опросов перегружает, рассеивает внимание, и люди начинают игнорировать рассылки на эту тему. Решение всегда есть! Температуру по больнице можно измерять и другими сервисами - на помощь вам придет чат-бот, который может обратиться к вашим коллегам и задать несколько вопросов на нужную тему.
Гоу в онлайн
Факт остается фактом: объем письменной коммуникации за последние месяцы увеличился в несколько раз. В ответ на это рассылки, которые традиционно занимают первое место среди каналов внутренних коммуникаций, уступили пальму первенства интранету (58%) и старому доброму формату дайджеста (58%). Рассылки же стали использовать на 25% реже.
Корпоративные социальные сети сохранили позиции. Выросла популярность Telegram и других мессенждеров (WhatsApp, Slack и пр). Газеты, журналы и цифровое ТВ перешли в онлайн**.
Среди прочих инструментов внутрикомы отмечают социальные сети – Facebook и Instagram, Zoom и личную почту; для промышленных предприятий , продолжающих работу, по-прежнему актуальны информационные доски.
Некоторые также каскадируют информацию – направляют ее руководителям, а те, в свою очередь, передают подчиненным.
Ряд процессов, которые раньше шли неторопливо, сильно ускорились. Сейчас нет возможности размышлять, нужно быстро делать. Мы давно обсуждали различные форматы диджитализации и перехода процессов в онлайн-формат, и сейчас эти задачи вышли на первый план.
Сейчас как никогда отрабатываются навыки быстрой адаптации. Ситуация меняется даже не каждый день, а несколько раз в день. И особенно важно уметь быстро реагировать и быстро действовать.
Кристина Калашник, Руководитель направления развития персонала и корпоративной культуры «Ренессанс Жизнь».
Есть идея:
- Чтобы не засыпать людей рассылками, применяйте лучшие практики и транслируйте информацию через разные каналы, попробуйте мессенджеры.
- Запоминающийся визуал – один из ключей к успеху, используйте разнообразные инструменты – инфографики, видео, тематические странички на портале и лендинги – можно вдохновиться официальным тематическим порталом по коронавирусу.
На выход!
Режим самоизоляции завершается, но опасность еще не миновала, поэтому тема обеспечения охраны здоровья сотрудников останется с нами надолго, став приоритетной для всех. В СМИ уже появилась информация о правилах, которые будут введены в учебных заведениях – рассадка в шахматном порядке в классах, начало уроков в разное время и пр. Единые правила для всех компаний здесь разработать вряд ли получится, но их нужно будет учитывать повсеместно – от рабочих мест до столовых, корпоративных автобусов
Идеи:
Заранее задумайтесь о том, как встретить сотрудников после возвращения в офис.
Не забудьте продумать, как поддержать рекомендации ВОЗ и показать, как они адаптированы к работе в вашем офисе – какие плакаты, инструкции, видео подготовить.
Наши эксперты подготовили для вас чек-лист по подготовке офиса к возвращению сотрудников. Получить чек-лист.
Выйти красиво можно из любой ситуации, но из пандемии немного сложнее. Чтобы компании и сотрудникам было проще вернуться к жизни «как тогда», мы придумали четыре умных продуктовых пакета – «Без маски разрешается». Подробнее по ссылке.
Обращайтесь! ;)