Найти тему
Записки левой лапкой

Немного прикладной мотивации или о том, как мы занимаемся с младшим

Младший.

Он, в последнее время, не горит желанием заниматься.

У старшей школа закончилась, вот и он не хочет никаких занятий.

Однако, если с ним не заниматься... Происходит интересная штука.

Такой впечатление, что ребёнок сам от себя устаёт.

Или... Устаёт от беспорядочности в жизни.

Не знаю, как это объяснить.

Утренние занятия стали обязательной частью нашего с ним дня.

Рамками, правилами, олицетворением порядка и обыденности.

И не заниматься означает нарушение порядка, разрушение правил и покоя.

Как-то так, как... Может быть, слышали выражение о том, что детям нужны рамки?

Вот здесь я вижу примерно это. Живое доказательство необходимости правил и ритуалов в жизни ребёнка.

То есть, мотивация номер один: привычка, размеренность, обычность занятий.

Сегодня отправила его заниматься на кухню.

Там стол ему по росту. И там я его не слышу - мне нужно было собрать мысли в кучку.

Но, когда он занимается один, он иногда сажает ошибки или ленится разобрать задание.

То есть, мотивация номер два: присутствие родителя или другого контролирующего мотивирует ребёнка на более тщательное выполнение заданий.

Задания, которые он делает, можно условно поделить на две группы: интересные и рутина.

Рутина - это, например, в мышематике делить шоколадку на части. Или вот эта вот "числовая змея":

Они часто повторяются в тетради, требуют довольно сложных действий - закрашивать ему сложно - и они занимают большой объём. То есть, в задании может быть пятнадцать "шоколадок" или десять "змей".

Один взгляд на такой большой объём - задание на половину листа! - убивает весь энтузиазм. Про объём ещё скажу.

Интересные - это задания-загадки, задания, связанные с интересами ребёнка, например, космос, задания, где хочется размять ум. Эксперименты.

Сегодня, например, мы занимались по тетрадке "Окружающий мир".

Тема "Воздух".

"О, эксперименты!" - возопил мой мелкий и сам бросился всё готовить для них.

Там всё простенько: надуть пакет - воздух занимает место, то есть имеет объём, подуть в трубочку, чтобы увидеть пузырики в кружке и почувствовать воздух на ладошке и другие, всего пять.

Как вы думаете, запомнил мелкий свойства воздуха? Конечно, запомнил!

Ведь он, как учёный, доказал сам, что воздух можно увидеть, почувствовать, что он необходим живым существам, занимает объём и так далее.

Дальше, там же была тема "Космос". И нарисована ракета, которую нужно повторить по точкам. "Ой, как мне не терпится!" - "Так делай!"

И сделал, хотя это было дополнительным уроком, хотя он не любит рисовать по точкам и вообще иметь дело с карандашами-ручками, но - раз космос, то он готов и хочет.

О заданиях-загадках.

Нарисовать в системе координат. Даны координаты точек, их нужно соединить, чтобы получить рисунок. Без меня он насоединял абы как, рисунка не вышло и "я весь мозг сломал!!"

Стёрла, уговорила попробовать ещё раз.

"О, это интересно!", "Что же получится?", "Наверное, это крылышки!" , "Бабочка получается!"

Ребёнок выполнил сложное задание, получил в награду рисунок - бабочку и чувство удовлетворения от того, что он разгадал загадку, справился со сложным заданием, закончил дело и увидел результат.

вот она, эта бабочка. зачеркнул, потому что досада на сложность - с первого раза - осталась. но делал, тем не менее, с интересом.
вот она, эта бабочка. зачеркнул, потому что досада на сложность - с первого раза - осталась. но делал, тем не менее, с интересом.

В принципе, я уже всё написала. Однако, резюмирую:

Задания, связанные с интересами ребёнка, необычные, дающие возможность преодолеть себя, решить сложное и увидеть красивое и интересное, интригующие чаще рождают желание заниматься и развивать свои способности. То есть, чем интереснее, тем выше мотивация.

Ну и напоследок об объёме.

Объём. Небольшой объём задания мотивирует на более тщательное выполнение.

А значит, и на лучший результат.

Например, в прописях мелкий делает две страницы обычно. Но сейчас пошли сложные задания, и он делает две страницы, но тяп-ляп.

вот такое вот безобразие. будет переписывать, да. но - потом.
вот такое вот безобразие. будет переписывать, да. но - потом.

Я попросила выполнять одну. Сегодня, с первого же дня, видно, что ребёнок старательнее выполняет даже не любимое - а прописи он не любит - дело, если оно не пугает размерами.

вот. лучше же, чем... до, правда? тут задания хотя бы выполнены)
вот. лучше же, чем... до, правда? тут задания хотя бы выполнены)

В общем, подводя итоги, скажу вот что:

Хотите мотивировать ребёнка на развитие - сделайте развитие частью повседневной жизни, не выделяйте этот кусок бытия, обзывая его "надо", "работа" и так далее.

Развитие, обучение - это интересная деятельность, такая же, как, например, игра. Собственно, в нашем варианте она мало отличается от игровой деятельности. Но и ребёнок пока не слишком взрослый.

Участвуйте. Не обязательно сидеть рядом, можно проверить после, вместе найти лучшее, интересное, обсудить.

Привычка, интерес, участие - это если совсем коротко.

Ну, а теперь пойдём варить макарошки.

Математика математикой, а готовить к реальной жизни тоже не помешает.

Всем добра, ваш Мартокот.