Найти тему
Пилот-Инженер

Обледенение самолета

Самый жесткий вариант обледенения, при долгой стоянки в снежную погоду
Самый жесткий вариант обледенения, при долгой стоянки в снежную погоду

Здравствуйте авиаторы и не только! Добро пожаловать на канал Пилот-Инженер! В данной статье мы поговорим о таком опасном явлении природы как обледенение. Для того чтобы лучше понять эту тему, настоятельно рекомендуем прочитать посты про авиационную метеорологию в нашем инстаграме @pilotnengineer. И так, полетели!

Начнем с того, что воздушная стихия является достаточно агрессивной средой. Красивые белоснежные облака и голубое небо могут содержать в себе достаточно коварные явления. Это и низкие температуры, и большая влажность, и взвесь воды. Все это чревато возникновением обледенения. В общем случае обледенение - это процесс образования льда на поверхностях самолета. Обледенение бывает нескольких типов:

  • сублимационное
  • сухое
  • замерзание переохлажденной влаги

Сублимационное обледенение возможно, когда воздух, насыщенный влагой, контактирует с сильно охлажденными поверхностями

Например, когда самолет быстро снижается из холодных слоев атмосферы в более теплые. Или же самый распространенный пример, это появления инея на крыле, после заправки топливом.

Сухое обледенение - это оседание уже готового снега, льда или града при пролете через них самолета. Обычно эти осадки не задерживаются на поверхностях самолета, а быстро сдуваются набегающим потоком, однако снег может засорить технологические отверстия, а самое страшное - приемники воздушного давления, что приведет к потери экипажем достоверной информации о скорости и высоте полета. Но об этом чуть позже.

Третий тип обледенения - наиболее распространенный и опасный для воздушных судов. Его суть в замерзании на поверхности обшивки капель влаги, содержащихся в облаке или же в дожде, причем вода, составляющая эти капли, находится в переохлажденном состоянии. Для того чтобы вода превратилась в лед, то есть кристаллизовалась, нужны определенные центры кристаллизации. Образование центров кристаллизации и, в конечном итоге, превращение ее в лед, может произойти либо самопроизвольно, либо при наличии в воде примесей (какая-либо пылинка, взаимодействуя с молекулами, может стать центром кристаллизации). Вода охлажденная до некоторой температуры является неустойчивой, метастабильной, и при определенном воздействии может начаться ее кристаллизация.

Такая переохлажденная вода может находиться как раз в облаке, ведь, как мы знаем, облака это ни что иное, как мелкие капли воды . В зависимости от типа облака (кучевое, перистое, дождевой) средний размер капли варьируется от 5 до 300 микрометров. Чтобы это представить, вспомните обычную аэрозоль, которой поливают листья тропических растений в помещениях. Вот такая переохлажденная взвесь, соприкасаясь с агрегатами самолета, начинает оседать и выкристаллизовываться, а далее эти небольшие льдинки сами становятся центрами кристаллизации и процесс обледенения лавинообразно идет еще быстрее.

Теперь, не вдаваясь в термодинамику и метеорологию, мы разобрали процесс формирования льда на летательном аппарате. Самое время понять главное - чем оно опасно и как с этим бороться?

Начнем с первого, и так, опасность возникновения льда зависит от того, где и в каком количестве этот самый лед возникает. На земле главная опасность это скользкая взлетно-посадочная полоса и рулежные дорожки, что грозит самолетам юзом и выкатом за пределы полосы.

Последствия выката за пределы ВПП
Последствия выката за пределы ВПП

Если это происходит в полете, то последствия могут быть намного более трагичными. Обледенение крыла и оперения ведет к ухудшению аэродинамических характеристик самолета, ведь лед на кромках меняет профиль крыла таким образом, что поток отрывается почти сразу на кромке, возникают завихрения, при этом падает подъемная сила и есть большой шанс свалиться или вообще не взлететь, и примеров таких катастроф достаточно много.

Картина обтекания профиля крыла (оперения, винта) при обледенении передней кромки
Картина обтекания профиля крыла (оперения, винта) при обледенении передней кромки

Катастрофа рейса 120 UTair произошла из-за обледенения сразу после взлета
Катастрофа рейса 120 UTair произошла из-за обледенения сразу после взлета

Далее, лед может формироваться на приводах рулей или механизации, что приведет к их заклиниванию и потере управления самолетом, а это также крайне опасно. Вода, попавшая в какие либо полости в материале, например в полимерных композитах, при замерзании расширяется и может разрушить конструкцию изнутри. Образование льда на входных устройствах турбореактивных двигателей опасно отрывом кусков льда и их дальнейшим всасыванием в двигатель, что приводит к повреждению лопаток вентилятора и первых ступеней компрессора, и ведет к выходу двигателя из строя.

Обледенение кока вентилятора турбо-реактивного двигателя
Обледенение кока вентилятора турбо-реактивного двигателя

Лед на лобовом стекле ухудшает видимость, а обледенение ПВД, устройств которые измеряют скорость самолета и высоту, приводит к их закупориванию и потере экипажем информации о скорости и высоте полета. Самое страшное, что в условиях недостаточной видимости и высокой психологической нагрузки, пилотам трудно определить, что это - обледенение датчиков или действительно изменение скорости, что часто приводит к ошибочным действиям в пилотировании и крушению самолета.

Обледенение ПВД -одна из наиболее опасных ситуаций в авиации, является причиной множества авиакатостроф
Обледенение ПВД -одна из наиболее опасных ситуаций в авиации, является причиной множества авиакатостроф

После всех этих страшилок мы должны вам рассказать о тех методах борьбы с обледенением, которые применяются в современной авиации и призваны свести на нет угрозы обледенения. Тут существует несколько методов, которые могут применяться комплексно. Первое - это конструктивные меры против обледенения. Например, такая компоновка самолета, при которой отрыв льда с кромки крыла не приведет к попаданию его в двигатель. Второе - это противообледенительные системы, которые различными физическими воздействиями устраняют лед и препятствуют его возникновению. Например, с помощью подогрева поверхностей, обдува горячим воздухом, ультразвука или иного воздействия. Еще один способ, возможно вам известный, если вы летали на самолете зимой, это наземная обработка противообледенительной жидкостью, так называемый de-icing (ди-айсинг). Это когда специальная машина подъезжает к самолету и поливает его вязкой жидкостью. Она как раз таки препятствует оседанию влаги на поверхностях самолета. Недостатки этой системы - стоимость процедуры обработки, время затраченное на нее и тот факт, что реагент, высыхая, становится липким и забивает различные приводы, отверстия и так далее.

Поэтому самый перспективный способ борьбы с обледенением - это разработка и внедрение специальных гидрофобных конструкционных материалов. Это такие материалы, которые сами по себе отталкивают воду. Ими необходимо покрывать самые уязвимые места - это кромки крыльев и оперений, воздухозаборники двигателей, обтекатели.

Уязвимые для обледенения критические места самолета (красным)
Уязвимые для обледенения критические места самолета (красным)

Ну вот, пожалуй и все, что мы хотели рассказать вам об обледенении самолета. Спасибо, что дочитали до конца, подписывайтесь и до скорых встреч!