Для начала о терминологии в рамках статьи. Феминизм - борьба за права женщин; толерантность - терпимость к иному. Явления в принципе положительные(спорить по этому поводу не собираюсь: выходит за рамки статьи).
«Голливудские феминизм и толерантность» - примеры использования модных сейчас взглядов для увеличения прибылей.
Ну в общем терминологию я описал. Собственно проблемы этого явления видны интуитивно, но попробую конкретизировать.
Что общего между толерантностью и взрывающимся вертолетом? И то и другое используют для увеличения аудитории к месту и не к месту. для тех кто не в курсе: есть старый анекдот. Снимают драму. Шикарная актерская игра, драма, отношения отцов и детей, семейные ценности. И тут приходят люди из отдела рекламы и говорят: «вы знаете, нам для трейлера нужен взрывающийся вертолет.» «Но как же, мы почти все сняли и это вообще про отцов и детей,» - возмущается съемочная группа. «Ну, это уже ваши проблемы, у вас там сын из дома сбежал, ну так пусть его в том числе на вертолете ищут и вертолет взрывается,” - заявляет продюсер.
Тут небольшая ремарка: в самом по себе приеме ничего плохого нет. Плохо именно то, что данный прием используется к месту и не к месту.
Ведь и до моды на феминизм сильные женщины в кинематографе вполне были. Но так как моды на них не было, данный типаж использовался именно что по художественному видению создателей картины. Самым ярким на моей памяти примером является второй Терминатор. Кто-то скажет, что Сара Коннор не сильная женщина? Или что она неуместна? А еще франшиза про Чужих с бессменной Элен Рипли. Есть и менее значимые для меня картины. Но когда «сильную женщину» вставляют в каждый массовый фильм незаВисимо от уместности - это уже дополнительный напряг для режиссёра и сценариста и часто выглядит искусственно. Про толерантность, если брать расовую, именно в этом моменте всё не так выпукло(есть РЕКЛАМНЫЙ прием, под это маскирующийся, но о нем позже), зато очень ярко выглядит ситуация с лгбт. Во втором терминаторе что мы знаем о сексуальной ориентации любого из персонажей кроме Сары Коннор, опекунов Джона и изобретателя Терминаторов? Да ничего. Потому что это не важно. Если бы снимали сейчас, то мы вполне могли бы узнать, что смазливый пятый труп слева любил свой пол. Это еще очень хороший вариант, кстати.
Из этого же следует, что использование коммерческих инструментов может не быть коньком режиссёра. Ну это как прибегает к художнику-пейзажисту заказчик и заявляет, что на каждом пейзаже нужно теперь вставлять изображение градоначальника. Вот на том же уровне. Хорошо, когда режиссер и сценарист представляют, как изобразить в кадре гея, иностранца и сильную женщину. А если нет? И получится вместо изображения дичайшая карикатура. Причем карикатура, которую тупо проворонит продюсер контроль студии, потому что они смотрят на картину через призму графиков и прибылей(потому некоторые картины и выглядят будто их снимали инопланетяне, позавчера прилетевшие на землю).
Это плавно приводит нас ко следующей проблеме. Как это изображено. А изображено оно по лекалам коммерческого отдела. Чтобы быть в моде. И нравиться максимальному числу потребителей. И типаж Сары Коннор не будет в массовой моде никогда. Потому что она последовательно пахала на конкретную цель отказавшись от сексуальности(но не от женственности: это один из самых женственных образов популярного боевого синематографа, ибо что более женственно, чем мать, защищающая дитя). А теперь сравним это с «новым словом в феминизме» «Чудо-Женщиной». Ребят, да как гетеросексуальный мужик утверждаю: более сексистских постеров к супергеройскому кино я не видел. А если сделать ее более правдопобной внешне - взбесится аж две группы ца. Фанаты оригинального образа из комиксов и «сильные и независимые» современного разлива. Ну то есть дамы, которые хотят быть в тренде феминизма, но кроме сексуальности ни во что не умеют. Кстати по этой же причине бизнес-леди в массовом искусстве на любой вкус и цвет: шаблонов создана уйма, а фильмы о них такую аудиторию отпугивали уже изначально. Впрочем количество именно этой ца, как мне кажется, очень сильно переоценено. Какие угодно, только не феминистичные «сумерки», расчитывая на чисто женскую вполне традиционную аудиторию, сорвали свои аплодисменты вполне качественно. Но не суть. Важнее то, что под лозунгами феминизма фабрика грёз(в расширительном смысле) всё также эксплуатирует сексуальность и объективизирует женское тело.
А вот с толерантностью к, например, физическим недостаткам все ещё хуже с моральной точки зрения. Это либо хорошее кино о величии человеческого духа которое массовым становится редко ибо требует мастерства по всем нюансам(а это редко бывает в принципе), либо легкий путь: героя кроме физ.недостатка наделяют какой-нибудь супер абилкой не связанной с недостатком, за счет которой он и продвигается к вершинам. В этом смысле недостатки это скорее маркер, которым помечено, что это наш герой. Типичный пример «маркера» - «Доктор Хаус». Стал бы он худшим врачом, не будь он калекой? А есть ещё фильм «Аватар» Кэмерона: парень был инвалидом, но на него свалился эксперимент давший ему новое сильное тело. Тут вообще очень Цинично получилось. Какой мир выбрать: где я сильный и крутой или где я инвалид, прикованный к каталке? Дайте подумать...
Ну и профессор Ксавье конечно. Не будь его суперабилки - был бы типичнейшим инвалидом, коих сотни, пусть и добрым человеком(но он и без инвалидности был добрым, а его эволюцию опускают обычно). В общем если ты инвалид, всего лишь получи суперспособность - и жизнь наладится.
Пример из расовой толерантности как это делать не надо(имхо): Черная Пантера. Не, сам фильм как раз не плохой. Только вместо фильма о черных получился фильм о вымышленных черных формата «на страну стереотипию упал метеорит Счастьем». Но это чисто американские игры. Пусть играют.
Также под лозунгами толерантности некоторые пытаются вымарывать из, скажем так, списка допустимых художественных приемов(пока только в массовом кино) типа неприятные вещи. Не, само по себе оно понятно и это можно сделать хорошо. Но вот то, как это делают в реальности - иногда угнетает. Например сейчас чтобы сделать злодея-инвалида единственным инвалидом в фильме, желательны очень крепкие яйца либо весьма мощная репутация у режиссера. Иначе это зарубят продюсеры, потребовав как минимум «хорошего инвалида» в противовес. С одной стороны, оно конечно морально, а с другой... Разве плохим получился Стекло у Шьямалана? Это ограничивает творческую свободу, в общем, причем по формальному признаку, но не для всех.
Небольшое ответвление: до голливудской толерантности были в моде два других типажа: «прикольный гей» и «прикольный иностранец». По большей части - раздражающие. Крест на них(именно как массовом продюсерском шаблоне) именно Голливудская толерантность и поставила.
Ну а теперь рекламные приемы, которые из этого рождаются. Хайп же. У нас нет бюджета, кривой сценарий и режиссер творит фигню? Пофиг: у нас гг - некрасивые(«обычные») женщины, о чем мы будем трубить всю рекламную кампанию, чтобы потом обвинить всех кто будет ругать наш фильм в мизогинии. У нас в фильме ни один персонаж нормально не раскрыт, зато они женщины в фильме снятом по комиксам женщиной, а значит провал - из-за мерзких шовинистов. Самым феерическим примером стал не фильм, а видеоигра. По второй мировой войне. Где всю рекламную кампанию светилась женщина-вояка на протезе. А всем, спрашивающим «wtf?!» отвечали, что они просто нетолерантны и вообще ненавидят женщин и инвалидов, «не нравится - не играйте». Перестарались.
Может они правы? Ну как сказать. Сборы «Капитана Марвел» перевалили за лярд несмотря на то, что успели накуролесить рекламщики и сама Ларсен во время рекламной кампании. Так что наверное дело не в толерантности, а? Не добавляют радости и профобзоры, которые, конечно, всегда были не для людей, но сейчас традиционные недостатки дополнились страхом сказать что-то не то про очередную группу потенциальных недовольных.
В общем когда вам в кино встретится очередная сильная и независимая, которую вырядили как девочки на панели постеснялись бы, когда вы слышите очередную патоку о меньшинствах в фильме, как будто это само по себе художественное достоинство, помните старую мудрость: « и это пройдет». И старайтесь искать хорошее. :)