ТГ - 5
В марте 1930 года для создания такого монстра советской военной инженерии были призваны самые лучшие инженеры Европы, одним из них был Эдвард Гротте, который в дальнейшем во время второй мировой войны работал над проектом сверхтяжелого танка Германии под названием "КРЫСА".
По его замыслу это должна была быть машина с 3 или 6 башнями, в которых было бы установлено более десятка орудий и броней до 300 мм. В движение конструкцию должны были приводить 2—4 корабельных двигателя мощностью по 24 000 л.с. каждый, которые, согласно расчётам, должны были в сочетании с гидромеханической трансмиссией обеспечивать танку скорость до 60 км/ч. В ходовой части должны были использоваться тройные гусеницы и гидравлическая подвеска. Танк не был реализован ввиду чрезвычайно громоздкой и сложной для освоения в производстве конструкции, делавшей его постройку фактически нереальной
Т - 42
Очередной монстр советских умов военной инженерии.
По компоновке Т-42 был аналогичен советскому танку Т-35 т.е. пятибашенный, с двухъярусным расположением пушечно-пулемётного вооружения и противоснарядным бронированием.
В передней части корпуса размещался отсек управления, где место механика-водителя расположили по оси танка, сильно выдвинув вперед и оборудовав бронированной надстройкой. За ним располагалось боевое отделение. Вооружение находилось в пяти башнях: спереди были установлены две малые башни с 45-мм пушками и спаренными 7,62-мм пулеметами, сзади – две башни, оснащенные пулеметами (калибра 7,62 или 12,7 мм), способными вести огонь по воздушным целям. Между малыми башнями, по оси танка на специальной надстройке, устанавливалась главная башня со 107-мм орудием, на крыше которой имелась небольшая командирская башенка.
В кормовой части корпуса размещалось моторно-трансмиссионное отделение. Чтобы сдвинуть 100-тонную машину с места, и заодно обеспечить её установленную техзаданием скорость, на Т-42 планировали установить двигатель мощностью 2000 л.с. Поскольку в 1932 году такого мощного двигателя просто не существовало, стоит предположить, что он мог быть разработан “с нуля”, либо могла использоваться спаренная установка двух двигателей мощностью 900-1000 л.с.
Ходовая часть Т-42 была столь же внушительна, как и вооружение. Применительно на один борт она состояла из 17 сдвоенных опорных катков малого диаметра, переднего направляющего колеса и ведущего колеса заднего расположения. При этом, 16-й и 17-й опорные катки имели индивидуальную подвеску, три средних катка соединили в общую тележку, а остальные сблокировали в 6 тележек по два катка.
Для облегчения управления танком Гроте решил использовать электротрансмиссию и сервоприводы управления – учитывая эти факторы, а также вес артиллерийских систем, установленных на Т-42, можно сделать вывод, что боевая масса танка превысила бы проектные 100 тонн.
Проект сверхтяжелого танка Т-42 был рассмотрен летом 1932 года и произвел не самое лучшее впечатление. По сравнению с явным фаворитом конкурса тяжелым Т-35 танк конструкции Гроте казался чересчур громоздким. Соотношение его длины (около 15 метров) к ширине сразу наводило на мысль, что подвижность машины будет далека от требуемого уровня, да и скоростные качества явно будут не на высоте. Кроме того, предстояло как-то решать проблему доставки танков такой массы к линии фронта и их боевой эксплуатации. В этом случае даже мощное вооружение не играло решающей роли. Рассудив, что Т-42 не полностью соответствует предъявленному техническому заданию руководство УММ РККА отказалось от развития данного проекта, сосредоточив усилия на Т-35.
КВ - 4
Данная модель танка одна из самых противоречивых в СССР, поскольку по официальным данным существовало аж целых 20 модификаций данной машины.
Практически все варианты КВ-4 имели двухъярусное размещение вооружения. Для того времени это решение являлось типовым мирового танкостроения (Т-28, Т-29, Т-35, Т-100, СМК). Компоновка всех танков также была стандартной: в центральной части – боевое отделение, в корме – моторно-трансмиссионное, в носовой части – отделение управления.
Изначально панировалось, что экипаж танка будет насчитывать 9 человек.
Основная пушка устанавливалась в корпусе, а пушка Л-11 размещалась в башне танка. Версия проекта Н. Шамшурина по своему содержанию являлся, пожалуй, самым консервативным изо всех. В данной версии КВ-4 похож скорее на САУ. Пушка Ф-42 (ЗиС-6) калибра 107 мм размещалась на специальной тумбе в неподвижной боевой рубке (казематный способ) и имела угол горизонтального обстрела +/- 30 градусов. Боекомплект главного калибра насчитывал 40-50 выстрелов.
Автор проекта существенно удлинил и расширил базу своего танка (длина/ширина/высота – 100000/4000/3660 мм соответственно), что привело к увеличению расчётной полной массы до 92 тонн. При этом бронирование машины составляло в лобовой её части до 180 мм, в кормовой – 130 мм, днище и крыша защищались 60 мм бронёй.
Вместе с тем конструктор заявлял о том, что танк будет иметь расчетную скорость при движении по шоссе около 35 км/час.
Данный проект содержал минимум новаций, зато в нём широко использовались технические решения проекта КВ-1 (например, башня с установленной в ней пушкой Л-11, боекомплект которой составлял 75 выстрелов, была полностью взята с танка КВ-1), что делало его наиболее проработанным в технологическом отношении. Кроме 2 пушек на танке устанавливались 4 пулемёта ДТ и 2 пулемёта ДС.
По сути это было качественно новое решение проекта КВ-1. очевидно этот фактор и явился решающим при одобрении именно указанного проекта.