Поговорим о том, является ли праздник Шавуот в основном мужским праздником, или же он в равной степени имеет отношение и к женщинам?
Прежде чем ответить, сделаем несколько вступлений.
В наших святых книгах написано, что наши праздники – это не только память о некоем историческом событии, но каждый год соответствующий аспект получает обновление. То есть, каждый год мы выходим на свободу в ночь Пасхального седера, каждый год мы заново получаем Тору в праздник Шавуот.
Есть прекрасное подтверждение этому из области алахи. Установлено в «Шулхан Арухе» (согласно тому, что написано в Гемаре), что запрещено делать кровопускание в канун праздника Шавуот, поскольку Святой, благословен Он, сотворил ангела-вредителя, имя которому – Твоах [что означает «режь»], который должен был умертвить всех евреев, если бы те не приняли Тору. Поэтому, из-за этого ангела-вредителя, есть опасность, что кровопускание закончится смертью пациента.
Непонятно следующее: мы ведь уже получили Тору тысячи лет тому назад?! Если так, то о какой опасности может идти речь в наше время? Ответ в том, что подобное опасение существует каждый год: примем мы Тору, или нет? И этот запрет настолько строг, что мудрецы постановили из-за него не совершать кровопускание в канун каждого йом това, а не только в канун Шавуот!
И если каждый год этот ангел-вредитель создается заново, то тем более мы должны каждый год принимать Тору искренне и со всей душой (рав Эльяшив говорил, что это происходит, когда мы слушаем Десять речений во время утренней молитвы).
Если нужно принять Тору заново, то в чем состоит такое принятие? Ответ прост: наасе ве-нишма – «сделаем и выслушаем» (Шмот, 24:7). Этот принцип включает в себя, во-первых, принять на себя исполнение всех заповедей Торы, а также оград, установленных мудрецами («сделаем»), а во-вторых – слушать уроки и учиться («выслушаем»).
Поэтому праздник Шавуот относится в равной степени как к мужчинам, так и к женщинам, ведь все обязаны выполнять заповеди («сделаем»). Изучать Тору («выслушаем») тоже обязаны все, поскольку женщины обязаны учить многочисленные законы, которые они обязаны исполнять (Шаббат, кашрут и т. д.), а у мужчин также есть дополнительная заповедь изучения Торы, даже если речь не идет о том, что имеет отношение к практике.
Это позволяет понять, почему в порядок учебы (тикун) в ночь Шавуот включено упоминание всех 613 заповедей, – ведь мы должны знать, что мы собираемся принять!
С учетом всего вышесказанного, непонятно: почему вот уже много лет то основное, о чем говорят в ешивах перед праздником Шавуот, – заповедь изучения Торы и усердие в изучении Торы (что может относиться только к мужчинам)? Ведь в Шавуот мы получили не только заповедь изучения Торы, но и Десять речений, и все остальные заповеди (многие из которых обязаны соблюдать и женщины!).
Можно привести обоснование из Талмуда...