Всем Доброго времени суток
Сегодня речь пойдет о эквализации звука ну и конечно об эквалайзерах. На форумах я вижу у людей возникают очень горячие трения по этому вопросу. Одни говорят, что эквалайзеры обязательны, другие что они вообще не нужны, только звук портят.
Итак начали.
Эквалайзер (в переводе с английского equalize - "выравнивать", сокращенно - "EQ"), - это устройство или компьютерная программа, которые позволяют регулировать уровень отдельных зон частотного диапазона и выравнивать амплитудно-частотную характеристику звукового сигнала. Эквалайзер воздействует на определенную часть спектра, в результате чего увеличивается или уменьшается амплитуда звучания частот на определенном диапазоне спектра, то есть их громкость. Эквалайзер относится к приборам динамической обработки и является частным случаем фильтра.
Самое первое применение эквалайзера было в 1930 году, когда Джон Волкман с его помощью изменил звучание звуковых систем в кинотеатре и внедрил эквалайзер в звукоусилительную систему.
В 1967 был разработан первый набор пассивных 1/3-октавных фильтров, получившая название «Acousta-Voice» и положившая начало новой эры современной эквализации.
В настоящее время эквалайзеры являются необходимым инструментом в сфере производства музыки (да без них не обходилась и не обходится ни одна студия звукозаписи). Только что записанный сырой материал звучит, как правило, очень неважно и имеет много "грязи". Так выходит по многим причинам, например, неудачно наложился друг на друга звук различных инструментов (звук электрогитар и синтезаторов в определенном диапазоне и схожей тональности опять же низкочастотная ударная установка "бочка" может неудачно наложится на определенную тональность бас гитары и др.), исскуственно добавленные интересные эффекты тоже могут внести в звук нежелательные призвуки на определенных участках звуковой сцены и др. Этих примеров очень много. Результатом может явиться, например, на низких частотах различный гул ,сопровождающий большую часть трека, на средних частотах нежелательный хрип и на высоких-очень противный свист и др.
Помимо других средств борьбы с нежелательными звуками и призвуками хорошо помогает и эквализация.
Выделяют два вида эквалайзеров: параметрические и графические.
Параметрические эквалайзеры
Для эквализации сырого материала конечно больше подходят параметрические эквалайзеры. Они наиболее гибкие к этому процессу.
На рисунке видно что при эквализации звука, чем выше частота, тем меньше ставится крутизна среза фильтров (шире колокол). Почему? Потому что на средних и высоких частотах большая крутизна фильтров( узкий колокол) может привести к выпадению отдельных частот c их гармониками, что очень негативно скажется на звуке. На низких частотах с этим проблем нет, поэтому срез может быть очень крутой, тем самым можно убрать отдельные помехи, не боясь затронуть полезный сигнал. В этом и заключается главное достоинство параметрических эквалайзеров - гибкость регулировок(т.е. они могут изменять ширину колокола).
Обычно параметрические эквалайзеры имеют 1-5 полос эквализации, которые закреплены за определенным диапазоном, в пределах которого можно регулировать их частоту.
Параметрические эквалайзеры называются так потому, что они для эквализации имеют полностью изменяемые параметры, что и является той гибкостью процесса о которой я говорил выше.
Вот основные параметры для параметрического эквалайзера:
1-Рабочая (центр колокола) частота
2-Тип фильтра
3-Добротность (Q)
4-Чувствительность (Gain)
Параметрические эквалайзеры более маневренны и аккуратны, что делает их более предпочтительными для работы в студии, нежели графические. Да, они имеют не так много полос эквализации, но это им и не нужно, ибо они имеют возможность точной локализации частоты, на которую необходимо воздействовать.
Графические эквалайзеры
Графические эквалайзеры это многополостные частотные регуляторы. Они охватывают спектр частот, наиболее воспринимаемых ухом человека (20 – 20 000 Гц). Называются они так из-за графической наглядности их использования.
Естественно уровень усиления полос зависит от положения регуляторов вверх от 0-усиление, вниз-ослабление тех рабочих частот на которые они влияют. При этом добротность регулировок не меняется (колокол всегда одной ширины). Отсюда и погрешность регулировок. Регуляторы могут быть разного типа (слайдеры, вращение и др.).
Основные достоинства графических эквалайзеров:
1-Простота и скорость воздействия на спектр,
2-возможность одновременно воздействовать на различные участки спектра (повышая и понижая амплитуду),
3-графическая наглядность и удобство использования.
Недостатки: невозможность точной локализации частоты, на которую нужно воздействовать, как следствие – довольно грубая настройка, фиксированный уровень добротности на каждой полосе (ширина колокола) и невозможность получить совершенно плавного изменения спектра, что вносит искажения в звук.
Что бы хоть как-то увеличить точность регулировок графического эквалайзера количество регулируемым им полос должно быть не менее 10. Чем больше полос регулирования тем точнее и отсюда удобнее на нем работать. Я так же видел на форуме спор между людьми, про то что можно или нельзя убрать голос солиста из композиции при помощи графического эквалайзера. Мой ответ конечно можно. Даже при наличии 10-полосного графического эквалайзера с эффективностью регулировки полос +- 12 дБ это вполне возможно, а если количество полос больше, то это еще проще. Просто убираете частоты и гармоники присущие человеческому голосу. На 5-и и 7-и полосных графических эквалайзерах добиться этого качественно практически невозможно, потому что убрав определенную гармонику голоса вы с ней уберете и ряд других, вообще не относящимся к нему (низкая точность и избирательность) и тем самым испортите саму композицию.
И в заключении статьи. Параметрические эквалайзеры используются в основном при производстве и мастеринге звука.
Графические эквалайзеры активно используются при воспроизведении готовой музыки в концертных залах, концертных площадках, клубах, на стадионах и т.д. Нужны ли они дома, в любом случае решать Вам, но стоит учитывать тот факт, что при неправильной настройке они могут внести в сигнал дополнительные частотные и фазовые искажения, а так же усилить шумы и нежелательные призвуки на определенных участках звукового материала.
На этом пока все.