6,6K подписчиков

Все воруют у Баха

470 прочитали

Музыка Иоганна Себастьяна Баха уже давно стала общественным достояниям (public domain), поэтому за её использование современным "творцам" поп-рок-чпок-рэп песен ничего не грозит.

В этот раз я не буду придерживаться хронологического порядка, так что приготовьтесь к несъедобному эстрадному винегрету.

Весёленькая песенка 2004 года "They" певицы Jem построена на мотиве фа минорной прелюдии из второго тома "Хорошо темперированного клавира" (BWV 881). Первыми эту мелодию в 1963 году воспроизвела группа Swingle Singers на альбоме "Jazz Sebastian Bach", а Jem уже взяла у них, так сказать второе поколение заимствования.

А вот как звучит оригинал. За роялем Андраш Шифф.

Девичье трио The Toys в 1965 году выпускают песню "A Lover's Concerto", проданную затем в миллионах копий. В основе музыки лежит известный Менуэт соль мажор из "Нотной тетради Анны Магдалены Бах".

Справедливости ради, надо сказать, что авторство Баха здесь под большим вопросом, сейчас менуэт приписывают немецкому композитору Кристиану Петцольду.

Авторами композиции "Blackbird" группы The Beatles с "Белого альбома" 1968 года считаются Джон Леннон и Пол Маккартни. Однако сам Маккартни признался, что при сочинении песни вдохновлялся музыкой Баха, а конкретно пятой частью (Bourree) сюиты ми минор для лютни (BWV 996).

В гитарной версии баховское произведение звучит так.

Ещё с десяток исполнителей (Led Zeppelin, Ингви Мальмстин, Alter Bridge и другие) включали это Bourree в свои концертные программы в качестве сэмплов или в обработке.

Американский рэпер Элвин Натаниэль Джоунер (Xzibit) в брутальной песне "Symphony In X Major" 2002 года использует тематизм первой части Бранденбургского концерта № 3 соль мажор (BWV 1048).

Оригинальное звучание:

Раз уж всплыли Бранденбургские концерты, то хочу заметить, что в Allegro концерта № 5 ре мажор (BWV 1050) есть один знаковый фрагмент, который повлиял на несколько поколений гитаристов, клавишников и даже ударников. Я к нему ещё вернусь.

Одним из лидеров по количеству использования (заимствования) является баховская Токката и фуга ре минор (BWV 565).

1967 год - американские психоделики Fever Tree открывают токкатой композицию "Immitation Situation";

1973 год - известные интерпретаторы классики нидерландская группа Ekseption включает её в альбом "Trinity";

1980 год - ещё одни смесители стилей - британская группа Sky - знакомят нас со своей версией;

2001 год - британская рок-группа Muse в песне "Plug In Baby" изящно маскирует пассажи токкаты в мегапопулярном гитарном соло Мэттью Беллами.

Поп-группа Sweetbox в 1998 году на обложке сингла "Everything's Gonna Be Alright" выражают Баху "безумное уважение", что большая редкость в современной популярной музыке.

Музыка Иоганна Себастьяна Баха уже давно стала общественным достояниям (public domain), поэтому за её использование современным "творцам" поп-рок-чпок-рэп песен ничего не грозит.

В песня используется мелодия "Арии" из ре-минорной оркестровой сюиты № 3 (BWV 1068).

На этой же теме группа Procol Harum строит композицию "A Whiter Shade Of Pale" (одноимённый альбом, 1967 год). В 2006 году клавишник группы Мэтью Фишер сумел доказать в лондонском суде своё авторство партии органа в песне.

На основе хоральной кантаты "Herz und Mund und Tat und Leben" (BWV 147) участники американской рок-группы Beach Boys написали песню "Lady Lynda", вошедшую в альбом 1979 года.

Источник вдохновения (фрагмент):

В 1758 году М.И. Адлунг произнёс пророческую фразу:

Те, кто слушал многих музыкантов, справедливо говорят: в мире был только один Бах.

Современные музыканты любят музыку Баха, а так как на неё не распространяется "авторское право", его обильно цитируют, подражают, иногда вступают в спор. Зачем придумывать что-то своё, когда красивые мелодии уже давно написаны. Остаётся только взять.

Возвращаюсь в 1720 год. Слушаем феноменальную каденцию из первой части Бранденбургского концерта № 5 ре мажор (BWV 1050) - предтечу сольных партий поп и рок-музыки.

В заключении в качестве несмешной байки процитирую кредо "композиторов", высказанное персонажем мультфильма "Пиф-паф, ой-ой-ой!":

Как сказал классик, надо брать музыку у народа, и только обрабатывать её. Так я и делаю. Поэтому, когда сегодня берёшь у композитора - это, собственно говоря, берёшь у народа, берёшь у народа - берёшь у себя, и главное, чтобы музыка была твоя, и кто говорит „плагиат“, я говорю „традиция".

Другие примеры использования академической классики (произведения Брамса, Бетховена, Рахманинова и так далее) в современной поп-культуре можно найти в публикациях канала. Всё собрано в Каталоге публикаций.

Добро пожаловать! Вы легко можете взять из него материалы для рефератов, докладов или статей. Или озариться идеей, и вам ничего за это не будет.