День победы... Победы над смертью...
Состояние и настроение людей, освободившихся от "источника смерти" - словами не объяснить до конца.
( Если бы сейчас "погиб" коронавирус - мы нечто подобное смогли бы ощутить)).
Избранный народ, перешедший через Красное море и увидевший гибель фараонова войска - воспел такие победные песни, которые до сих пор поёт человечество (я имею в виду богослужебные тексты первых песней канонов).
Да и наши песни, посвященные Дню Победы - имеют особый дух и свою особенную способность воздействовать на души.
Мы как бы перенимаем частицу опыта тех людей, которые прожили эти события и сопровождающие их душевные переживания.
Наш Канон Пасхи - это явление, выходящее (и выводящее) за рамки обыденности.
Я пока только кратко сказал о его исцеляющей силе.
И также кратко скажу о том, что мало кто погружается в этот канон.
В начале Великого Поста - когда читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского - люди готовятся к нему, имеют специальные книжки с переводом этого канона, пытаясь понять его смысл, дабы пожать радостные плоды покаяния.
И - начинается очищение человеческих чувств...
Которое в итоге должно привести к удивительному пасхальному состоянию:
"Очистим чувства и увидим /
неприступным светом воскресения сияющего Христа, /
и говорящего: «Радуйтесь!» - ясно услышим, / воспевая песнь победную."
(1-й тропарь канона Пасхи).
Пасхальный канон - несоизмеримо короче Великого покаянного...
Но при этом также - каждый тропарь его - это неповторимый бриллиант, и глядя через призму каждого из этих тропарей на всё мироздание - человек воскресает духовно.
Мало кто занимается изучением перевода этого канона на русский язык ( а ведь при этом деле - какие-то новые ослепительные грани начинаешь видеть чётче).
Этот канон - не сравним ни с какими фейерверками, это - духовный салют, исполненный пасхального огня и возводящий человека к его безграничной перспективе.
Останавливая себя, скажу кратко, что образ драгоценных камней я привел сознательно,
потому что после изучения перевода и смысла фраз каждого тропаря Канона Пасхи - надо бы уметь погружаться в состояние как бы созерцания этого отдельно взятого тропаря (проживания, погружения, впитывания, ... - преображения и воскрешения себя...).
Ибо одно дело - услышать и понять умом, а другое - сделать это неотъемлемой частью своего личного опыта.
...
Трудно сказать себе "стоп!"....
В этом каноне - о нашем спасении говорится напрямую в прошедшем времени...
Безусловно - это не следствие позднейшего протестантского учения о нашей безоговорочной "предопределенности ко спасению"...
Тут речь об ином - увидеть то, для чего мы созданы.
И тогда мы поймем слова святителя Филарета Дроздова из Православного катехизиса о "предназначении человека к вечному блаженству", о том, что "Предопределение Божие о блаженстве человека остаётся неизменным..." ( Он - говорит об ином, нежели протестанты... Кому интересно - отыскать легко).
...
Когда говорят, что в Новом Завете мы видим две основные биографии - Христа Спасителя и апостола Павла, - то, соглашаясь с этим, необходимо обязательно упомянуть об апостоле Иоанне Богослове. Действительно - он сам предпочитал всегда оставаться как бы в тени, стараясь даже не называть лишний раз своего имени и говоря о себе в третьем лице.
Безусловно - церковное предание сохранило обширное повествование о его житии,
а вот от него самого - мы имеем потрясающее и пространное описание его духовного опыта.
Эти книги - три его послания, Апокалипсис и Евангелие (от Иоанна) - написаны на самом рубеже 1 и 2 столетий новой эры.
То есть, мы имеем образ мыслей - старца по годам, - и! самого близкого ученика Христа!
Мы имеем то самое важное, что он оставил нам в дополнение к Писаниям остальных апостолов ( именно в дополнение, потому что, как замечают толкователи - он очень редко где повторяет написанное ими) .
Собственно - я скоро перестану как бы "цензурировать" свои мысли, и буду писать прямым текстом то, что я думаю.
В данном случае скажу так: это - человек ИНОГО УРОВНЯ БЫТИЯ.
Видевший духовно и истоки мироздания, и пути развития мира, и завершение этих путей (описанные в Апокалипсисе) .
Человек, который абсолютно соответствовал словам апостола Павла : "-А мы имеем ум Христов".
И вот - его мировоззрение, его (если уместно сказать) система ценностей,
перенимаемая нами - может привести нас в состояние духовной свободы.
Надо бы нам хотя б кратко, если не конспективно - то в виде некоего "листа опорных сигналов" - представлять себе то, что оставил нам Иоанн Богослов.
Он и сам говорит, что он рассказывает нам лишь о самом главном.
Ибо - говорит он в последней строке своего Евангелия -
" Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
(Иоан.21:25)