Найти тему
Елизавета Каширина

Мозг и дисциплина: как помочь ребенку развить самоконтроль

Оглавление

Пабло Морта
Пабло Морта

В мире, где растут показатели тревожности, апатии, растёт число расстройств поведения среди подростков. Родители хотят своим детям самого лучшего. Задают один и тот же вопрос: "Как заставить детей делать то, что мы хотим?"

Сталкиваясь с непослушанием сына, отсылала его посидеть и подумать. Демонстративно считала до трёх, награждала наклейками за хорошее поведение. Испробовала все, что предлагали книги о современных методиках воспитания. Тщетно. Одна из сотен избавляла от проблем на неделю. Но вскоре появлялись новые трудности. Был период, когда ни одного вечера не проходило без слез – моих, или детских. Почему сегодня родителям приходится так тяжело? По статистике родители в 21 веке посвящают детям больше времени и сил, чем было принято 100-200 лет назад.

Ни один существующих методов реагирования на плохое поведение, авторитарный, прием «матери-тигрицы», защита детей от неприятностей, - не гарантирует что из ребёнка вырастет уверенный в себе человек, способный к самостоятельной жизни

Как работает мозг ребенка

Вот уже не одно десятилетие нейроученые изучают работу детского мозга. Выяснили, что префронтальная кора управляет мышлением, контролем эмоций, планированием и решением задач. Амигдала, которую еще называют "мозгом выживальщика", отвечает за страх и тревогу. В результате выяснилось, что обучение и повторяющиеся действия создают новые нейронные связи в мозге.

Пабло Морта
Пабло Морта

Человек - единственное млекопитающее с чрезвычайно длительным периодом детства. Человеческий мозг полностью созревает к 25 годам. За это время улучшается творческое начало, мозг быстро впитывает и обрабатывает задачи, овладевает социальными навыками, долго сохраняет способность меняться. Кроме того, на развитие мозга влияет среда, в которой ребенок сможет учиться и развиваться. Гены и врожденный темперамент - лишь 30% стартового потенциала развития личности. Как именно влияют отношения ребенка с родителями на развитие способности мозга к самоконтролю?

Как формируется самоконтроль

События, произошедшие в детстве, могут оставаться с нами на всю жизнь. Если физические способности ребенка не удовлетворены, мозг не сможет сформировать надежную эмоциональную привязанность к "своему" взрослому и будет испытывать хронический стресс.

Значит ли это, что детям противопоказан стресс в любом виде? Совсем нет. В первые годы жизни детям полезно испытывать умеренный стресс, а затем его прекращение.Мать берет на руки голодного ребенка, начинает его кормить. Мозг ребенка выбрасывает заряд эндорфинов, гормонов хорошего самочувствия.

Цикл "возбуждение - утешение" настраивает мозг ребенка, создавая в нем цепочки самоконтроля и внушая уверенность в том, что потребности будут удовлетворены

Мозг развивается и может накопить за всю жизнь до 90 миллиардов нейронов - нервных клеток, которые обучаются через повторение и постоянно формируют новые цепочки и связи. Чем чаще у ребенка возникает сильное побуждение, которое он затем берет под собственный контроль с помощью родителей, тем крепче становятся цепочки нейронов. Тем лучше мозг ребенка овладевает искусством самоконтроля.