Посмотрел тут недавно сериал «Ведьмак». Сразу скажу, дропнул на шестой серии. Объясню почему.
Первые две книги, по которым и снят сериал, я читал. Много лишнего, что бестолково смотрелось бы в рамках часовой серии, выкинуто и это прекрасно. Но и странности есть. То некоторые диалоги повторены слово в слово как в книгах, то из одного книжного предложения, что Йеннифер была горбуньей, рождается целая новая сюжетная линия, которая занимает массу экранного времени.
Уже после пятой серии закрались мысли, что бюджет у сериала был не очень большой. Хотя это не так. По некоторым предположениям бюджет первого сезона составил $80 миллионов. И те не менее битва с джином, по книге, разнесла половину города, а так же сопровождалась эпичными перемещениями по порталам. В сериале же выясняется, что дом мэра стоял на другой стороне реки вне города и обвалился только второй этаж. А прыжки по порталам были вообще в другой серии. Йеннифер там убегала от какого-то ноунэйм убийцы с тараканом-переростком. Такое ощущение, что расходы резали, как могли.
В дополнение к разочаровавшему джину, наши бруклинские дриады к тому времени уже вторую или третью серию чахнут то в пещерах, то на унылых, поросших папортниками, холмах. В книге они жили в волшебном лесу, в домах на деревьях. Но нет, никакого тебе магического леса и милых дриад с луками. Странные пещерные растаманы с арбалетами пьют водичку, которая «заставляется забыть все тревоги», и тупо чилят, ожидая, пока Геральт наконец-то нагонит Цири по таймлайну. Бедность, звенящая бедность сквозит в этих сценах.
Хотя мне понравилась идея с рваным таймлайном, и я считаю ее достаточно смелой и интересной для реализации с точки зрения монтажа и сценария, но авторы сами стали ее заложниками. Сюжетную линию Цири пришлось ощутимо растягивать и замедлять, а также наполнять бестолковыми персонажами и пустыми диалогами.
Поначалу, у меня сложилось впечатление, что сериал стоит смотреть только если ты не читал книги. Тогда можно будет получить удовольствие и от рваного таймлайна, когда ты по ходу развития сюжета собираешь все кусочки воедино и в конце все складывается в цельную картину и ты такой «Оууу, ееее!». И не будет разочарования, что где-то что-то вырезали/исказили или сняли не так, как ты себе воображал. Но потом я стал потихоньку соображать. «Погоди», — сказал я себе, «если ты не читал книг, то как ты поймешь, например, замысел Ренфри?». И действительно, в сериале это не объясняется.
В книжке суть была в том, что Ренфри не смогла отказаться от мести магу. Поэтому, чтобы убить его ей надо было как-то Стрегобора выманить, т.к внутрь магической башни она проникнуть не могла. Поэтому она и решила, что в день ярмарки, когда куча народу выйдет на улицы, она начнет убивать ни в чем не повинных людей и будет убивать до тех пор, пока маг не выйдет из башни. Ведь маг, формально, был нанят для защиты Блавикена.
Проблема была в том, что Ренфри не очень хорошо знала магов. А Геральт знал их хорошо и понимал, что магу было плевать на простых людей. Ему своя жизнь была важнее. Он бы никогда не вышел из башни и позволил Ренфри и ее банде вырезать весь Блавикен.
Когда Геральт это все про ярмарку узнал, он не мог остаться безучастным, т.к. всегда вставал на стороне беззащитных людей и любой разумной не агрессивной нечисти. В этом и был его личный кодекс, в этом и заключался его личный выбор в дилемме меньшего и большего зла — всегда вставать на защиту невинных. Даже если потом эти невинные и не узнают, от какой участи он их спас.
Т.е. за всей внешней шелухой нам показывают стержень характера Геральта. Это такой до некоторой степени прямолинейный странствующий рыцарь, который будет спасать всех обездоленных и невинных даже с риском для своей жизни. Даже без денег. Нам, вроде, говорят, что он всегда впрягается за деньги, т.к надо на что-то жить, но на деле оказывается, что он не меркантильный, а очень самоотверженный и даже мягкосердечный человек, хотя и скрывает это.
Хорошая история? А теперь вспомните, как это преподнесено в сериале. Геральт, сходи убей Ренфри. Нет, Геральт, сходи убей Стрегобора. Геральт очень долго и методично собирает травы за городом, а потом идет и убивает людей Ренфри и саму Ренфри. Конец.
Но вы можете подумать: «И чего этот парень постоянно брюзжит по поводу книг? Сериал — это самостоятельное произведение». Согласен. Но одно дело, когда экранизация противоречит книжке — это можно пережить, ничего страшного. Но когда сериал начинает противоречить сам себе, тут уже невольно задумаешься. Это я сейчас про Йеннифер, если кто не понял.
Мотивацию Йеннифер про материнство перевернули с ног на голову и в этой неудобной позе чувственно оприходовали. Самым большим страхом Йеннифер, согласно сериала, было остаться одной и что ее никто такую некрасивую не полюбит. Правда, она там, еще будучи хромой и кривой, уже вовсю трахалась с Истреддом, так что не очень понятно как это у ее персонажа сочеталось.
Так вот, по сериалу, внешность она захотела изменить сама, потому что, видите ли, не хотела ехать придворным магом в Нильфгаард. Т.е. это было лично ее решение, поступить так назло. Она сама к волшебнику прибежала и ей мужик четко сказал, что детей иметь не сможешь. Она сказала «хорошо, больно оно мне надо».
А в шестой серии она села Геральту на уши. Дескать, у нее то выбор отобрали. Ну что за звездаболка, извините? Она ж сама все решила и последствия знала!
В книге (извините, опять я с этой книгой) хитрый дед Сапковский вообще все это тактично опустил просто сказав, что быть магом — дохрена почетно. И чтобы поддерживать соответствующий имидж почти все маги мужчины принимали образ почтенных седобородых старцев, а женщины — молодых девчонок. То есть статус обязывал претерпеть трансформацию с соответствующими последствиями в виде стерильности. Вот это да, это можно сказать, что тебе не дали выбора.
Подводя итоги.
Персонажи, страдающие шизофренией — check.
Просраны целые сюжетные арки и характеры — check.
Мутный препродакшен, продакшен и постпродакшен — check.
Неудачник допплер-ассасин — check.
Брокилонские растаманы — check.
Мошоночные доспехи — check.
Таракан-переросток — check.
Плотва — check.
«Терпел только из-за голых сисек» — достижение получено.