У него – слава умного и проницательного собеседника, человека, популярного не только в церковных кругах, но и в миру, где Георгий Александрович Шевкунов активно трудится на ниве литературы, кино и масс-медиа. Сегодня он – одно из самых узнаваемых лиц Русской Православной Церкви (РПЦ). Архимандрит Тихон востребован везде, где его ждут с нетерпением, чтобы услышать слово пастыря и духовного просветителя. Он может многое объяснить и пояснить, в чем и довелось убедится лично во время встречи со студентами Санкт-Петербургского Политехнического Университета, которая длилась без малого два часа. Даже после столь напряженного диалога отец Тихон не отказался от интервью, потому что он его обещал…
- Вы часто наведываетесь в Санкт-Петербург?
- Хотелось бы чаще. Мы всем немного комплексуем перед вашим городом. Триста с лишним лет все комплексуем. Иногда очень хочется все бросить в столице и приехать сюда. Как писал Солоухин, я люблю Москву, но Питер больше. Плачу, но люблю. Для меня это самый любимый город на свете.
- Насколько для Вас важны встречи с молодежью? И вообще встречи – вне пределов храма…
- К сожалению, они происходят не так часто, как бы того хотелось и именно в таком формате – вопросы и ответы. Они чрезвычайно важны для меня, потому что я узнаю: чем живут люди, причем люди разных поколений. В их вопросах видны их сомнения, их боль, их тревоги. Диапазон вопросов очень широк – от личных интимных до вопросов, касающихся положения нашей страны. И хорошо, что эти вопросы задаются, потому что они и меня, как священнослужителя, заставляют думать и искать ответы.
- Вы уже известный писатель, автор книги «Несвятые святые и другие рассказы». Как складывается ее судьба?
- Книга уже переведена на дюжину европейских языков, издана в нескольких странах. Сейчас ее переводят на китайский и арабский. Впереди – перевод на японский. В России книга уже выдержала семь изданий
- Нет ли желания продолжить карьеру писателя?
- Планы творческие, конечно же, есть. Но для того, чтобы их осуществить надо, по крайней мере, найти время - три месяца спокойной и отрешенной жизни, чтобы сосредоточится над созданием текста. И при этом ничем другим не заниматься. Но этих свободных месяцев у меня пока нет.
- Какова, на Ваш взгляд, роль личности в истории РПЦ?
- Роль личности в истории, как мы знаем еще с советских времен, всегда велика. Роль личности в жизни и истории церкви не менее важна. Возьмем, например, князя Владимира, чей юбилей мы отмечаем в нынешнем году. Грандиозная личность в истории нашего Отечества. Он ведь фактически цивилизационно изменил всю историю нашей страны. Он привил христианскую цивилизацию Руси. Сегодня опыт жизни князя Владимира крайне поучителен, ибо он преодолел в себе тягу к разным страстям – от чувственной до жажды власти. Когда он принял в Херсонесе крещение, то оно полностью изменило его жизнь. Он осознал после этого, что есть нечто более сильное, чем просто страсти и чувства. Это сила духа. Именно это сила изменила и его самого и Русь. И сегодня, в условиях, когда происходит противостояние нашей страны некоторым странам, стоит помнить об этой силе. Его пример крайне важен, ибо это путь – пример духовного становления.
- Не могу не спросить Вас об Украине…
- Для меня – это большая боль, когда наблюдаешь все то, что происходит в братской стране. Ведь мы, по сути, один народ, люди одной веры, одна славянская семья. И представьте себе, когда в доме брат ополчается на брата, сын на отца, сосед на соседа. Нам остается только молится за то, чтобы на Украине воцарился мир.
- Но ведь известно, что один из украинских священнослужителей отправился в США, чтобы просить у них оружие для якобы защиты своей страны от России…
- Если вы имеет ввиду отца Филарета, то он принадлежит к раскольничей униатской украинской церкви. И этот его поступок в любом варианте достоин осуждения.
- Насколько сегодня близки контакты Русской православной церкви и зарубежной православной церкви?
- У нас единая церковь. И канонически, и духовно это одна церковь. Конечно, у зарубежных наших коллег есть своя специфика, к которой мы относимся со всяким почтением и понимаем. И я многому учусь у них. Недавно архиреи зарубежной церкви приезжали к нам в Россию на совещание и останавливались у нас в Москве, в нашем Сретенском монастыре. Так что наше общение продолжается и развивается самым замечательным образом.
- То есть никакие санкции нашу церковь не расколят?
-Да, ну что Вы! Какие санкции! Об этом даже говорить смешно.
- В одной из новелл Вашей книги есть явно отрицательный персонаж по имени Августин, который нечист на руку. Представим себе ситуацию, когда вдруг Августин обратился к Вам с просьбой стать его духовником, то как бы Вы поступили, зная о его преступлениях.
- Понятие «духовник» - это совершенно особая ипостась для священника. Как я учу своих студентов? Я им объясняю, что священник обязан вместе с тем человеком, духовником которого он является, искать волю Божью о том, как ему поступать в том или ином случае. Как ему сохранять свою веру. Это обязанность любого священника. К нам приходят самые разные люди. В том числе и те, кто совершил страшные ошибки в жизни…
- Вы называете это «ошибками», а не грехом или преступлением?
- В принципе это одно и тоже. Иногда какой-то плохой поступок очевидно можно назвать ошибкой, а иногда, конечно же, преступлением. Естественно, что священник должен сделать все, чтобы духовно помочь любому человеку, без исключения.
- О Вашей деятельности в качестве духовника ходят разные слухи и предположения. Вы их не прокомментируете?
- Не скажу!
- Ответ принят. Тогда следующий вопрос. Какая книга, с Вашей точки зрения, наиболее четко и полно раскрывает душу русского человека? Помимо Библии, естественно.
- «Война и мир». Это великая книга.
- Все-таки Лев Николаевич Толстой, несмотря на его сложные отношения с церковью?
- Но книга-то гениальная. Есть ли убрать его некоторые занудные философские рассуждения, которые все обычно пропускают при чтении, понимая, что это его собственная «песочница», в которой он возится. А все остальное необычайно талантливо. Надо читать все, что написано Толстым до романа «Воскресенье», а дальше пошла уже совсем другая история. И надо читать обязательно трилогию «Детство. Отрочество. Юность», и «Казаки», и цикл «Севастопольские рассказы».
- У Вас за спиной – сценарный факультет ВГИКа. Нет желания вновь приложить свое умение в сфере создания кино? Ведь в свое время Ватикан заказал итальянскому режиссеру Франко Дзефирелли создание канонической католической киноверсии биографии Иисуса Христа. Нет такой идеи – создать русскую православную версию образа Иисуса Христа?
- Русская православная версия Иисуса Христа уже существует. Это наша церковь.
- Каково Ваше отношение к фильму «Левиафан»?
- Вокруг него сложилась странная ситуация: фильм еще не вышел в прокат, а вокруг него уже идут дискуссии. Кому-то он нравится, кому-то нет. Я картину видел и принадлежу к числу тех, кому фильм не понравился. Потому что заявленная в картине связь с книгой Иова не существует. Это величайшее творение человеческого духа, в котором утверждается очень важная для человека идея: все имеет свой смысл, даже то, что мы в данный момент не понимаем. Все на свете зря. Помните есть такая песня со словами «Все на свете было не зря, не напрасно было» из фильма «Иван Васильевич меняет профессию? Вроде простенькая песенка, но со смыслом. А сам образ Иова это воплощенный образ Христа, обращенный в вечность.
- И какое это имеет отношение к «Левиафану»?
- Да никакого. Авторы фильма просто за уши притянули эту притчу, чтобы пофилософствовать. И придать большую значимость своим творческим потугам. Что нам показывают? Нам прямым текстом говорят в фильме: вот к чему привела история нашей страны. Помните сцену на охоте портретами лидеров? И получается, что скелет кита – это образ России. И получается, что все в фильме вырожденцы. Искусством этот фильм можно назвать точно также, как выступление одной женской группы в Храме Христа-Спасителя, которые, кстати, показаны в «Левиафане». Понимаю, что режиссер выполнял какой-то социальный заказ, который существует в части общества на подобный показ окружающей нас реальности. Фильм сделан с целью провокации. Кстати, снят на наши с вами, деньги. Он ровно такая же провокация, как выступление «Пусси». Те, кто им аплодировал и их приветствовал, будут аплодировать и приветствовать «Левиафана». И понятно, с какой стороны шел подобный запрос. Я даже не обсуждаю то, как в фильме показан священник и то, как искажена роль церкви в нашей жизни.
- Но что-то Вам в фильме все-таки понравилось?
- Мне понравился образ мэра, которого сыграл Роман Мадянов. Это персонаж сочный и правдивый. Он из нашей жизни.
- Какова, на Ваш взгляд, главная проблема современной церкви?
- Один из наших старцев мне несколько лет назад на этот же самый вопрос ответил одним словом: неверие.
- А для священника?
- То же самое. Страшно об этом говорить, потому что вера – это основа всего, это база, фундамент нашей церкви, нашей жизни. Ведь самое главное, что должен христианин сохранить в себе, это живую веру, умножать ее. Все наши многочисленные проблемы именно от неверия. Когда есть живая вера, то не страшны любые испытания – ни лагеря, ни гнет, ни давление власти. Ситуация эта существует давно. Еше на рубеже ХIХ-ХХ веков духовные семинарии захлестнула волна революционного нигилизма. К чему это привело нашу страну, мы хорошо знаем из истории. Неверующие люди приходили в церковь причащаться. Мы прекрасно знаем таких людей. Одним из них был Володя Ульянов. Наши святые старцы не однажды говорили и в прошлом, и в настоящем: надо не дать погибнуть вере, сохранить ее. И хорошо, что наступил в истории период, когда люди все-таки стали возвращаться в церковь. Для нас важно в церкви сохранить живую связь с Богом. Если это будет, то все будет хорошо.
- Не считаете ли Вы необходимым провести некое покаяние, чтобы избавится от тяжелого наследия прошлого?
- Что-то вроде нюрнбергского процесса над коммунистической идеей? Такие идеи время от времени возникают в обществе. Правда, при этом их авторы почему-то всегда обвиняют кого угодно, кроме самих себя. Не надо думать, что наши беды и испытания произошли исключительно по злой воле внешних сил. Россия сама себя в разы ослабила тем, что приняла в массовом сознании подобные идеи. За это мы заплатили многими жизнями. Но страна и народ смогли осознать пагубность этого пути. И переформатировать политику. Но, как анекдоте, чтобы не собирали, все равно в результате получается автомат Калашникова. Какой бы социально-политический проект не внедрялся в России, все равно получается империя. И это нормальный путь развития страны.
- Как преодолевать жизненные трудности?
- Надо жить по христианским заповедям. Другого способа победить трудности, преодолеть разногласия между людьми, я не знаю. Надо относится к Богу как к реальному живому существу, которое бесконечно выше нас. Поэтому мы и обращаем к нему и все свои радости, и скорби. Он близок к нам. И мы должны это помнить и чувствовать. Бог есть любовь. В этом суть отношений человека с окружающим миром.
- А как же бороться с сомнениями?
- Человек должен познакомится с самим собою. И с Богом. Скоро наступит Великий Пост. И для любого верующего наступит прекрасная возможность лучше узнать самого себя. Церковь для этого и существует.
- Как Вы относитесь к тому, что в стране растет число разводов?
- Естественно, плохо. Ведь распадается до 80 процентов браков. К сожалению, человек очень изменился. Чувство ответственности его сходит на нет. Отсюда и распад семейных связей. Укореняется жизненная философия прагматизма: бери от жизни все. И как-то при этом забывают простые ценности: любовь, ответственность, трудолюбие, терпение. Вместо этого гонка за материальными благами, забвение простых истин и заповедей. Мы это не взращиваем и не культивируем. А это задача не только церкви, но и государства. Эта задача системная, всей государственной машины. Раньше государство этим занималось – хорошо ли, плохо ли, но занималось. Нынче люди в идеологическом смысле порою предоставлены сами себе. Сейчас сторонники демократии твердят: не трогайте нас, не воспитывайте! Пусть воспитывает семья. И это в лучшем случае. А семье-то трудно выживать. В советское время тоже были разводы.
- Что же делать, отец Тихон?
- Культивировать и насаждать чувства добрые. Пока государство этим не займется, мы ситуацию не изменим. Речь видеть идет не о насаждении государственной идеологии. У нас это невозможно по Конституции, статья 13-я. Речь идет не об этом, а о самохранении. Только на семью в этом деле положится невозможно. На идеи добра должен быть ориентирован весь строй государственной жизни.
- Может быть надо специально готовить молодое поколение к будущей семейной жизни?
- Я не большой специалист в подобных вопросах. Мне кажется, что, конечно, должна быть любовь. Но еще и дружба должна быть. Мальчику и девочке должно быть интересно вместе, чтобы было о чем поговорить, чтобы они могли забыть вдвоем обо всем на свете. Мне кажется, что основой семейной жизни должна быть вот такая дружба. Ведь любовь может уйти, а дружба останется и скрепит семейную жизнь. И еще, по Библии, у мужчины (или женщины) супруг должен быть помощницей (помощником).
- А как сохранить любовь в семье?
- Сложная эта вещь брак. Вспомните, отношения Льва Толстого и Софьи Андреевна. Прав был классик: каждая несчастная семья несчастна по-своему. Отец Иоанн Крестьянкин говорил: в наше время слабые христиане спасаются в монастыре, а сильные – в семье. Любовь ведь не статичное состояние. Она все время меняется, приобретает разные формы выражения. Это необыкновенное творчество человека.
- Какой жизненный совет Вы можете дать тем, кто еще только вступает во взрослую жизнь?
- Верить. И в Бога, и в себя. И не надо боятся жизни. В ней есть все – и хорошее, и плохое. И вера как раз и дает человеку возможность открыть в том, что нас окружает, светлые стороны. Мы все время живем с ощущением того, что вот-вот, и все станет совсем плохо. Что кризис на пороге, что доллар растет, а рубль падает. Нам надо просто перестать боятся жизни, ее трудностей.
- Как же жить всю жизнь, когда Бога можно встретить только в Царствие небесном?
-Как сказал один религиозный мыслитель, если не соединится с Богом в этой жизни, то ты не встретишь Бога в будущем. Вот из этого и надо исходить. И к этому надо стремится. А господь Бог никогда не оставит человека одного. Он всегда рядом с ним.
Сергей Ильченко
Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения
https://jf.spbu.ru
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Архимандри́т Ти́хон (в миру Георгий Александрович Шевкунов)
Родился 2 июля 1958 в Москве. Окончил сценарный факультет ВГИКа.
Священнослужитель Русской Православной Церкви, архимандрит. Наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Ректор Сретенской духовной семинарии. Член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. Сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.
Церковный писатель. Автор книги «Несвятые святые» и другие рассказы». Руководит издательством Сретенского монастыря и является главным редактором интернет-портала Православие.Ru.
Автор документального фильма «Гибель империи. Византийский урок», за который был удостоен премии «Золотой Орел».