Бедность рождается в голове
Что делать, если ты не родился в семье олигарха, а скорее наоборот, за чертой бедности? Очевидный ответ на этот вопрос найдется в интернете в больших количествах. Обычно это звучит так: получи хорошее образование, много и упорно работай, приобретай полезные связи и будет тебе счастье. Однако довольно часто мы видим совсем другую картину. Например, человек имеет два высших образования – инженерное и педагогическое, – но работает в сфере услуг, няней, и это не призвание. Или упорно трудится в конторе, но повышение получают все, кроме него. Ему же достается еще больше работы в совокупности с пояснением, что никто, кроме него, с этими делами не справится. Почему так происходит? И где же лежит этот заветный путь к финансовому успеху?
Мировоззрение недостатка
Очевидно, что все проблемы с деньгами растут из головы. Все, что рождается в уме, рано или поздно материализуется в реальность. Давайте попробуем отследить, как это происходит. Допустим, есть некий субъект А. Он рос и воспитывался в семье, в которой приветствовался определенный шаблон поведения. Суть этого шаблона в том, что считается правильным и необходимым помогать тем, кто попал в беду, бросать в помощь все ресурсы, чтобы нивелировать страдания несчастных горемык. Согласитесь, что это гуманно, человечно, правильно и даже очень по-христиански. Казалось бы, это хорошая стратегия, которая могла бы поспособствовать процветанию общности людей, разделяющих такие идеалы. В условия внешнего недостатка (войны, кризиса, голода) такой шаблон позволяет роду выжить, благодаря эффективному распределению ресурсов, создавая необходимый уровень достатка у всех членов рода.
Но в условиях внешнего благополучия и стабильности, когда ресурсов во внешней среде более чем достаточно, такое мировоззрение способно затормозить обогащение и создать недостаток ресурсов внутри самого рода. Как же такое может произойти?
Любую прекрасную стратегию можно извратить так, что она превратится в фарс. В любом обществе всегда найдутся ленивые хитрецы и любители халявы. Смекнув выгоду получать ресурсы всего сообщества в случае страдания, эти «приспособленцы» научились виртуозно изображать несчастье и неизменно оказываться с барышами. Сначала это была вполне осознанная игра, основанная на том, что страдание буквально и осязаемо оплачивалось. Потом же в дело включилось свойство человеческой психики превращать успешные стратегии поведения в автоматические действия и передавать их по наследству потомкам для обеспечения выживания рода. Это привело к тому, что игра переместилась в область «неосознаваемого» и как вирус распространилась в сознаниях большого количества людей.
И все бы ничего, если бы не два «но». Во-первых, если предки-создатели шаблона прекрасно понимали, что делают, и, скорее, ощущали радость и самодовольство от того, как им удалось неплохо пристроиться в жизни, то их потомки, получившие встроенную опцию по наследству, вполне реально начали ощущать себя страдающим, даже когда страдать особо нет причин. И во-вторых, в современном мире стратегия перестала эффективно работать.
Причины в глобализации, коммерциализации, в разрушении семейных ценностях и родовых связей. И теперь потомки предков-хитрюг огребают по полной, окунувшись с головой в мировоззрение недостатка, бедности и беды. Носитель такого мировоззрения живет в вечном негативе и нехватке ресурсов, и ждет оплаты за свои страдания от других. Он обвиняет всех вокруг в том, что он несчастлив, и не способен ничего предпринять для того, чтобы изменить хоть что-то. Пытаясь получить ресурсы через предъявление своих страданий близким, страдалец просто бездумно расходуют существующие ресурсы своей семьи, вместо того, чтобы заниматься добыванием новых. Для него это непосильная задача: новые ресурсы, существующие вне семейного круга, совсем неохотно идут в руки депрессивных и больных. Практически невозможно представить такого человека в роли успешного бизнесмена или руководителя.
Субъект А., который станет героем этой статьи, интересует нас в том числе и потому, что этот извращенный шаблон, который мы определим как «мировоззрение недостатка», крайне распространен на просторах бывшего СССР в виду нелегкой исторической судьбы народов, проживающих на его территории, а также благодаря особенностям культуры, которая склонна романтизировать страдание в любом его виде.
Давайте исследуем, как сказывается такое мировоззрение во всех сферах жизни человека.
Тотальная жалость и безудержная агрессия
Как же чувствует себя носитель мировоззрения недостатка и как воспринимает себя по отношению к другим людям и окружающему миру. Носитель мировоззрения недостатка может испытывать либо тотальную жалость ко всем, кто испытывает дискомфорт, либо ненависть тем, кто лучше устроен в жизни, и демонстрировать безудержную агрессию по отношению к окружающим его людям и явлениям. А, может, и все сразу. Вот такой термоядерный коктейль эмоций и состояний.
Тотальная жалость
Субъект А. испытывает тотальную жалость к людям, и один из основных его страхов — причинить кому-то дискомфорт или проявить жестокость и быть из-за этого отвергнутым. Он предпочтет никак себя не проявить, ничего не получить самому, чем сделать что-то, что может причинить страдание другому. А так как оценить все последствия своих поступков достаточно сложно, такой жалостливый человек предпочитает делать только то, что необходимо, чтобы просто существовать, то, что одобряется обществом и проверено многими поколениями людей.
Откуда берется жалость? Это похоже на чувство вины, которое заменяет реальное действие. Субъект А. хочет быть хорошим в глазах общества и знает, как должен поступать, чтобы поддерживать реноме, но не захотел (не хватило сил или поступил в согласии со своим истинным желанием) и теперь винит себя за «плохой» поступок или бездействие, наказывает себя страданием за слабость, выражает себе неодобрение вместе со всеми.
Жалость имеет ту же природу. Если субъект А. видит чужое страдание, то шаблон помогать страдающим диктует ему выделить ресурс для устранения проблемы, но «хитрость» предков, вшитая в бессознательное, не даст ему предпринять реальное действие, потому он начинает жалеть и сострадать. Жалость возникает оттого, что человек, который является носителем мировоззрения недостатка, считает, что у него недостаточно ресурсов, чтобы помочь, поэтому он делает то, что ему доступно – начинает страдать за компанию.
Самое забавное, что ощущение отсутствия возможности что-то сделать вполне может не соответствовать действительности. Но даже если у страдальца есть все шансы реально что-то предпринять и оказать посильную помощь, его привычка чувствовать себя несчастным и обездоленным не даст ему увидеть этого.
Субъект А. приумножает свое внутреннее страдание и ощущение недостатка и благодаря этому получает моральное право ничего не делать для нуждающегося. Ведь он страдает, а значит ему тоже необходима помощь. Жалость — это такой талисман против расходования ресурсов не на себя любимого в условиях их ограниченности, пусть даже и иллюзорной.
Вот наглядный пример: страдающий при виде нищего, просящего милостыню, как правило думает: «Извини приятель, но у меня у самого денег нет».
Я не могу быть счастливым, когда кто-то несчастлив
Субъект А. с трудом выносит чужие страдания. Ему просто жизненно необходимо, чтобы его окружали радостные и счастливые люди. Среди людей в других состояниях он с трудом может находиться.
Почему страдальцу необходимо, чтобы все вокруг были счастливыми? Ответ напрашивается сам собой. Во-первых, среди счастливых – он гарантированный потребитель ресурсов как самый несчастный. Во-вторых, в этом случае ему нет никакой необходимости делиться с кем-то ресурсами. Ведь все счастливы и страдает только он.
У Субъекта А. есть четкое представление, что он и другие должны делать для всеобщего счастья. Это такой негласный договор, паритет взаимного счастья, который позволяет оставить свои ресурсы при себе. Для этого нужно следовать общепринятым установкам и делать только то, что одобряется в обществе, быть как все. Запрещается желать чего-то больше положенного всем. Надлежит заботится друг о друге, беречь чувства друг друга, а значит, стараться быть максимально удобными друг другу. Это вечный танец несоприкосновения интересов.
И если вдруг кто-то вольно или невольно не соблюдает паритет, начинается аукцион по наращиванию страданий путем предъявления всех добрых дел, свершенных во славу счастья оппонента. Как же так, я столько всего сделал, а ты все равно несчастлив?
Еще одно проявление непереносимости страдания другого – директивный запрет на любые проявления негативных чувств по любому поводу.
Особенно страдают дети от запретов родителей на проявление неудовольствия по поводу родительской заботы и указаний, а также необходимых домашних дел, вмененных в обязанность ребенку. Любое неудовольствие чем-либо воспринимается как оскорбление в крайне степени, черная неблагодарность и предается анафеме и жесткому порицанию. Мало того, что ребенок вынужден получать не совсем то, что он хочет, так он должен еще и с радостью это делать.
Это выглядит как исцеление – принимать и радоваться тому, что есть, но это только видимость. Здесь все вывернуто наизнанку, потому что речь идет не о принятии ситуации, а о смирении с ней. В чем разница? Вопрос в том, что ты делаешь с тем, что ты чувствуешь по поводу ситуации. Либо ты подавляешь чувства, то есть отравляешь их в область бессознательного, откуда эти чувства незаметно управляют твоим поведением и создают в твоей жизни совсем не то, что ты хочешь. Либо ты их принимаешь, признаешь их наличие, ищешь мысли, которые их вызывают, анализируешь эти мысли и меняешь их в соответствии со своими целями, а значит создаешь именно то, что хочешь.
Зачем же родитель заставляет ребенка подавлять чувства, вместо того, чтобы помочь ребенку изменить свой образ мыслей и чувствования в соответствии с истинными целями? Потому что сам во власти бессознательного мышления недостатка и страдания, которому важно при любых обстоятельствах оказаться самым страдающим из всех. А как не страдать, если тебя оскорбили и проявили в твой адрес черную неблагодарность?
Паттерн невозможности счастья при несчастье другого в парадигме необходимости страдать больше всех приносит разрушительное влияние в жизнь его носителя еще и тем, что он запрещает любое развитие. Человек не дает себе права что-то делать, чтобы стать счастливее, потому что тогда он становится должен всем вокруг, кто выглядит хоть немного несчастнее. Человек не может позволить себе вырваться из этого круга всеобщего страдания, потому что не в силах нести эту ответственность за то, чтобы все были счастливы, он не пока не готов сгенерировать столько ресурсов, чтобы их хватило на всех страдающих.
Безудержная агрессия
Еще один аспект проявления мировоззрения недостатка в отношениях его носителя с окружающим миром – подавленная агрессия. Субъект А. проявляет крайнюю агрессию к любому человеку, который обращается к нему за помощью, либо ненавидит всех, к кому он обратился, чтобы помогли, но получил отказ. Такой человек уверен на все 100% в своем крайнем несчастье, в том, что ему хуже всех, а потому имеет неоспоримое право на получение доступа к чужим ресурсам.
Как правило эта агрессия не проявляется вовне, потому что один из основных страхов субъекта А., как мы помним, — быть отвергнутым. Инстинкт самосохранения не позволяет нападать на окружающих в явном виде, что неизбежно привело бы к потере места внутри сообщества. Потому постоянным спутником субъекта А. становится непреходящая тревога, гнев и неудовлетворенность жизнью, которые изредка прорываются вовне как вспышки пугающей ярости с последующим приступом всепоглощающей депрессии.
Я не могу быть счастлив, если счастлив кто-то другой
Субъекту А. всегда кажется, что другим лучше, чем ему, поэтому он не может быть счастливым. Это обратная сторона мировоззрения недостатка. Ведь субъекту А. ни при каких обстоятельствах нельзя признавать, что ему хорошо. Если он признает, то автоматически лишится морального права на то, чтобы получить помощь извне, и тогда придется выживать самостоятельно. А то и еще чего похуже – помогать всем страждущим мира.
В мире много счастливых людей, поэтому нет ничего проще, чем оглядеться вокруг и понять, что полно тех, кто лучше устроен. Кто-то родился с золотой ложкой во рту, кто-то купил крутую тачку, кому-то родители подарили хату, у кого-то девушка – модель, а кто-то сам собирает тысячи лайков на каждую новую селфи в Инстаграме. Поводов расстроится и почувствовать себя крайне несчастным в изобилии.
Что думает и чувствует человек-носитель этого мировоззрения? Что он создает в своей жизни?
Здоровье
Любой телесный дискомфорт, который повторяется регулярно, приводит к самоощущению себя хронически больным человеком. Мысли человека крутятся вокруг поиска у себя вероятных заболеваний по симптомам. Сейчас это особенно просто делать при наличии интернета и поисковых систем. Человек находит у себя все больше признаков различных заболеваний, чувствует себя все хуже, ему страшно.
Из этого страха вырастают две стратегии поведения. Первая заключается в том, что человек избегает врачей, поскольку обратившись несколько раз, получает ответ, что он не болен, и физические проявления, из-за которых он обратился, можно легко исцелить. Задача же носителя мировоззрения, пусть и не осознаваемая, получить подтверждение тому, что он болен, а значит, страдает и имеет право получить ресурсы других просто так. Субъект А. перестает ходить по врачам, которых объявляет безразличными шарлатанами.
Вторая стратегия: ходить к врачу по любому поводу, принимать лекарства горстями и заниматься самолечением либо традиционными методами, либо любыми альтернативными. Таких людей называют ипохондриками, и зачастую они калечат себя «лечением» самостоятельно.
И в том, и в другом случае мысли человека сосредоточены на том, что он болен. В итоге, человек становится нездоровым, в той или иной степени, которая зависит от изначального ресурса организма и количества усилий по его расходованию.
Отношения и семья
Человек-носитель мировоззрения недостатка никогда не сможет быть счастливым с личной жизни. Имея установку на страдание, человек в любой ситуации будет чувствовать себя либо обманутым, либо недостойным. Если человек постоянно находится в ожидании предательства, то, проявляя недоверие, ревность, агрессию, обвиняя партнера во всех смертных грехах, он и ангела заставит бежать прочь, роняя тапки и перья из крыльев.
Если субъект. А. ощущает себя недостойным, то либо он создаст из партнера самоуверенного и самовлюбленного болванчика, который в ореоле собственной исключительности отправится на поиски более достойного варианта, либо у более устойчивых и самокритичных партнеров начнет вызывать жалость и брезгливость вместо любви, что тоже не способствует сохранению отношений.
В любом случае партнеры будут откликаться на внутреннюю установку субъекта А., обманывая его, чтобы не нарваться на негатив, или теряя к нему интерес. Еще один вариант – полное отсутствие отношений из-за ощущения собственной недостойности, которое совсем не осознается. Субъект А. страдает от того, что мир не справедлив, и потому для него нашлось даже простого человеческого счастья.
Человек-страдалец не выносит, если партнер увлечен чем-то или кем-то кроме него. Это повод почувствовать себя нелюбимым, а значит несчастным. Несогласие с мнением человека-страдальца – тоже отличный повод для него окунуться с головой в печаль и безысходность, потому что ощущается как игнорирование интересов. И снова субъект А. достоин жалости, и снова он выиграл приз – ему все должны.
Обмен с миром
Человек с мировоззрением недостатка не готов обмениваться с миром. Все его усилия направлены на поддержание статус кво: ты меня не трогай, и я тебя не трону. Этот человек не готов принимать помощь, несмотря на то, что именно к ней он и стремится всем своим страдающим существом, потому что, если он примет помощь, его страдания завершаться, и он тут же окажется должен отдать все полученное тому, кто еще несчастнее.
Иногда человек находит для себя идею, которая позволяет ему принимать ресурс и не чувствовать себя должным. Например, у него у самого могут быть иждивенцы, маленькие дети или кто-то неспособный заботится о себе самостоятельно, и тогда он как бы отдает им полученное от других и по-прежнему имеет возможность чувствовать себя даже еще больше страдающим, чем раньше. Либо он может быть серьезно болен и беспомощен, и тогда он может бесконечно долго принимать ресурсы других, не чувствуя, что кто-то страдает еще сильнее.
Или это может быть любая другая идея, которая возводить страдание человека в превосходную степень, а значит никто и никогда не может быть несчастнее его. И тогда такой человек превращается в черную дыру, паразита, поглощающего ресурсы окружающих его людей, истощающего их и неспособного насытится.
Человек с мировоззрением недостатка боится общаться с людьми, потому что ему страшно показать себя некомпетентным в каком-то вопросе, а значит недостойным защиты стаи. Боязнь проявить себя некомпетентным также мешает человеку узнавать что-то новое, интересоваться неизведанным. Неизвестность его пугает не меньше, чем возможность столкнуться нос с носом с ходячим зомби или привидением, поэтому страдалец ходит только проторенными тропами, чтобы не сделать что-то не так и не потерять доверие и любовь общины.
Деньги
Человек с мировоззрением недостатка не способен зарабатывать много денег. Чаще всего он даже не может накопить сколько-то средств «на черный день». При этом даже самый ничтожный достаток будет у него прирастать через большие усилия и страдания, потому что только так он сможет оправдать себя за то, что он не делится этими ресурсами в теми, кто, как ему кажется, в них нуждается больше. Из-за того, что деньги ему будут доставаться с большим трудом, он не сможет с удовольствием ими пользоваться. Более того, необходимость страдания продиктует ему такое поведение, при котором он постоянно будет попадаться на уловки мошенников, будет неэффективно тратить деньги на то, что на самом деле ему не нужно или превышает его возможности на данный момент.
Но чаще всего человек-недостаток не вообще не способен аккумулировать прирост денег на своих счетах. Чаще всего страдалец живет в кредит, потому что он руководствуется стратегией «как у всех».
Один из самых главных страхов такого человека — потерять любовь окружающих, пойти против общепринятых ценностей. Этот страх произрастает из основного постулата – право на ресурсы имеет тот, кто страдает больше всех, но для того, чтобы получить помощь, необходимо принадлежать роду, общине, сообществу. И не дай бог сделать что-то, из-за чего субъект А. окажется выкинутым из этой круговой поруки. А значит, он должен соответствовать, иметь все необходимые атрибуты принадлежности к сообществу, такие, например, как новая крутая тачка, IPhone новейшей модели, ездить в отпуск заграницу каждый год, чтобы было, о чем постить в социальных сетях.
Социальный запрос на необходимые атрибуты с самого начала выше, чем возможности человека-недостатка, поэтому он вынужден жить не по средствам, и у него почти нет шансов выровнять ситуацию в свою пользу. К тому же это соответствует его мировоззрению – я страдаю, а значит имею право.
Работа и самореализация
На работе человек-носитель мировоззрения недостатка чаще всего не отличается особой инициативностью, потому что очень боится всего нового и неизвестного. Он должен быть как все, делать то, что проверено миллионами людей, чтобы ни дай бог не причинить дискомфорт другим, стать источником их страданий, а значит оказаться должным. Еще хуже со своим новаторством пойти вразрез с ценностями стаи и вдруг стать неугодным изгоем. А вдруг ошибка? Тут двойной "профит": другие страдают, да еще и потерял их уважение из-за своей некомпетентности и самонадеянности. За такое не расплатишься до окончания веков.
Когда человек-недостаток хочет получить повышение зарплаты, он про себя думает: «Работодатель, посмотри, как я плохо живу: у меня старый пиджак, отпуск я провожу на огороде, машину не могу отремонтировать. Я страдаю, пора платить мне больше!»
Этот человек никогда не начнет свое дело, а если и ввяжется в такое мероприятие, то только для того, чтобы его провалить. Либо дело будет безнадежное с самого начала, либо человек не справится с задачами, потому что страшно делать не по шаблону, ну или нарвется на мошенников.
Как из этого выбираться? Путь очень простой и одновременно сложный. Взять ответственность за свою жизнь на себя, отслеживать в себе работу этого устаревшего механизма и реагировать на ситуации иначе, исходя из желания своего сердца, а не как подсказывает старый шаблон. Но самое главное научиться видеть благо в любой ситуации, которая разворачивается в жизни и благодарить мир за то, какой он сейчас, вместо того, чтобы быть недовольным тем, что он не соответствует ожиданиям.