автор Татьяна Карелина
Многие задаются этим вопросом, и думаю, что он не прост.
Открыв бизнес и получив солидную приличную прибыль человек начинает думать о своей значимости. Но в мире бизнеса свои законы и они жестко требуют от человека сознательных действий в распоряжении своим богатством, а так же ясного ума в делах благотворительности.
Чем руководствовался московский купец 1- гильдии Василий Максимович Блохин, когда строил в 1834 году прекрасный дворянский особняк в новом, модном для того времени стиле ампир, чтобы открыть в нем богаделенный дом?
На этот вопрос один ответ - он делал это ради своей веры. Прошлое становится значимым тогда, когда оно испытано временем. И мы сегодня любуемся старинным зданием Блохинской богадельни.
Блохинская богадельня построена в 1834 году, иногда указывают 1844 год. Возможно по причине того, что строительство храмов в богаделенном доме закончилось позже - в 1844 году. Верхний храм освящен во имя Пресвятой Богородицы, в память явления ее иконы « Утоли моя печали», а нижний - под верхним храмом – во имя священномучеников епископствовавших в Херсоне, Святителей: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора.
Пока шло строительство храмов, насельники богадельни ходили на праздничные и воскресные службы в храм Ризоположенского монастыря, благо, что он был через дорогу напротив.
Архитектура Блохинской богадельни необычна для Суздаля того времени. План здания в виде буквы «П». Центральная часть занята Церковью, она украшена сферическим куполом. Главный фасад имеет портик с массивными, но низенькими колоннами с фронтонами. С боковых фасадов имеются деревянные крыльца, сохраняющие до сих пор старые ампирные формы. Здание двухэтажное. Внутренние помещения расположены по сторонам длинных коридоров. Вокруг здания построена каменная ограда с железной решеткой. После революции 1917 года, здесь размещался инвалидный дом, затем Владимирская областная колхозная школа (ВОКША), а с 1935 года школа механизации. В настоящее время здесь располагается Суздальское художественно - реставрационное училище.
Эту информацию можно узнать, побывав в городе Суздале. Для туристов ее хватает, чтобы иметь общее представление о памятнике истории и архитектуры, но человеку любознательному - этой информации слишком мало, чтобы понять главное – для чего изначально было предназначено здание и как оно функционировало.
Хочется понять - какова была роль купечества, в Царское время, в решении социально-культурных проблем?
Чтобы осознать, что сделал купец Блохин для России и для города, построив богадельню, мы обратимся к подлиннику истории - «Правилам по управлению Блохинским богаделенным домом в г. Суздале» от 8мая 1900 года.
«… Богаделенный дом содержится а) на проценты с капитала в 42860 рублей, пожертвованного основателем богадельни, заключающегося в государственных 4% непрерывно доходных билетах; б) на проценты с капитала в 55926 рублей, пожертвованного разными благотворителями, заключающегося в разных процентных бумагах; в) на проценты с могущих поступить в пользу заведения капиталов в виде пожертвований от частных лиц или обществ и г) на другия, разнаго рода пожертвования, из коих пожертвования имуществом движимым или недвижимым должны быть обращаемы чрез продажу в деньги.
Примечание. Все, вновь жертвуемые в пользу богадельни, на вечное время, капиталы должны храниться в государственных или гарантированных правительством процентных бумагах»…
На содержание богадельни купец Блохин распорядился расходовать только проценты с капитала. Управа города принимала пожертвования, а все деньги, процентные бумаги и имущественные документы хранились в Суздальском уездном казначействе в денежном сундуке Суздальской Городской Управы.
Каждые полгода Городская Управа представляла отчеты о состоянии богадельни Владимирскому Губернатору и попечителю заведения, а затем за год – Городской Думе и Министерству внутренних дел, через Владимирского Губернатора.
Строгая отчетность и контроль госорганов власти во всем. Мы видим, что купец Блохин вкладывая свои средства в благотворительность, позаботился о том, чтобы его средства хранились и пополнялись благодаря содействию городских властей. В правилах прописал, что и как должно тратиться на нужды богадельни, чтобы денег хватало не на десяток лет, а на ВЕЧНЫЕ годы. Вот это и есть купеческий склад ума. Он завел механизм, и он должен был работать вечно, на благотворительность. Но революция 19 17 года сломала механизм, отняла деньги и здание.
Ну, а теперь рассмотрим внутренний распорядок богадельни.
В богадельню принимались мужчины и женщины пенсионного возраста всех сословий, а также инвалиды. В первую очередь принимали жителей города Суздаля. Лица купеческого рода, в бедственном положении, пользовались особенным правом проживания в Блохинской богадельни.
В богадельне могли разместиться более 100 человек, на что учредитель дал свое распоряжение в «Правилах», и количество определялось только тем, чтобы людям было комфортно проживать в богодельне. Запрещалось распивать спиртные напитки, скандалить и причинять неудобства другим. Всем, и мужчинам и женщинам, предлагалось заниматься, по желанию, рукоделием.
Основателем богадельни, купцом Блохиным, были установлены « Правила» для выдачи бедным девицам пособия на приданое. Ежегодно пособия выдавались двум беднейшим и осиротевшим девицам преимущественно купеческого и мещанского звания города Суздаля. Если таковых в городе не находилось, то право получали жители других сословий и местностей.
12 мая, бедные девицы желающие выйти замуж, должны были прийти в церковь богадельни и вынимать жребий. На билетах, по которым девицы имели право получить деньги в приданое написаны слова: « Божие благословение на бракосочетание». Число билетов определяется соразмерно с суммой денег, полученных от процентов на пожертвованный капитал.
Эконом поставленный управлять делами богадельни жалования не получал. Он же исполнял обязанности церковного старосты.
Купец Василий Блохин оставил завещание, в котором говорится, что заведение не должно никогда и ни под каким видом быть обращено во что либо другое, но должно оставаться навсегда единственно для цели, предназначенной учредителем.
Однако мы видим, что такого рода завещания не имеют юридического статуса, в наше время, а уважать желание предков нас не научили.
Сейчас многие пытаются опорочить Царскую власть тем, что приписывают ей застойный характер правления, консерватизм и трудность в продвижении новых технологий. Но разве купцу Блохину она помешала заработать огромное состояние и заниматься благотворительностью?
Василий Блохин распоряжался своим богатством так, как сегодня очень немногие догадываются делать. Он делал счастливыми сотни людей и освобождал из оков бедности молодых девиц, подобно Святителю Николаю Чудотворцу - давал деньги на приданое. Василий Блохин оставил после своей смерти, в назидание потомкам, свой опыт, в делах благотворения. Он взял на себя заботу о тех, кто не мог сам позаботиться о своем существовании. Защищал честь и нравственность девиц так, как защищает только любящий отец.
В настоящее время так не хватает именно такого отношения к людям, именно такого участия в судьбах. Купец Василий Блохин оставил живую память о себе в душах тех, кому он помог своим участием и заботой. Царствие ему Небесное - Вечный покой!