Несмотря на локальные успехи, Россия проиграла Первую Мировую Войны незадолго до капитуляции Германии. Кто-то винит в этом большевиков, кто-то Николая II, а кто-то Временное Правительство. В этой статье мы оставим рассуждения и позволим ответить на этот вопрос мнением выдающегося русского генерала Алексея Алексеевича Брусилова.
Интересную статью о проблемах русской армии накануне Первой Мировой Войны, можно читать здесь.
Для начала немного поговорим о самом Алексее Алексеевиче. Наверное он известен широкой массе читателей благодаря Брусиловскому Прорыву - крупнейшей наступательной операции русской армии, в ходе которой была одержана значительная победа. Личность Брусилова уникальна тем, что он не перешел на сторону Белых, как это сделали многие офицеры царской армии, а продолжил службу у большевиков. В этой статье я буду опираться на его воспоминания.
Устаревшие лозунги, беззащитность против пропаганды
« Лозунг «Вера, царь и отечество» стал постепенно терять свое значение в глазах крестьян, и чувствовалось скрытое недоумение и недовольство. Развивать народ, учить его, пропагандировать идеи нового правительственного порядка считалось преступным и сильно каралось, ибо полагали наиболее удобным и легким держать всю народную массу в темноте, поэтому ни идеи русской государственности, ни патриотизма, ни православия, освещенные с точки зрения правительства, не имели места, а получила широкий доступ тайная антиправительственная пропаганда. Правительство же основывало свое благополучие на терминах «держи и не пущай», «карай». »
Здесь Алексей Алексеевич очень метко сказал про устаревшие и бессмысленные лозунги. Дело в том, что русская армия того времени была бессильна против пропаганды внешней и внутренний. Кстати именно слабую пропаганду я считаю одной из главных причин поражения Белых сил в Гражданской Войне.
О всех причинах поражения Белой Армии можно читать здесь.
Ошибки царского правительства и кризис боеприпасов
« Неудачи наши на фронте в 1915 году ясно показали, что правительство не может справиться всецело со взятой им на себя задачей — вести удачно войну самостоятельно, без помощи общественных сил, ибо оказалось, что патронов и снарядов у нас нет, винтовок не хватает, тяжелой артиллерии почти нет, авиация в младенческом состоянии и во всех областях техники у нас нехватка. »
Тут Брусилов немного лукавит. Кризис военного снаряжения испытывала не только Российская Империя, а все страны-участницы Первой Мировой Войны. До Великой Войны, Западные страны ещё не видели конфликтов подобного масштаба, поэтому просто не могли подготовится заранее. Но саму проблему он указал верно, ведь именно этот фактор остановил продвижение русских войск.
Николай II на посту главнокомандующего и генерал Алексеев
« В добавление ко всем этим бедствиям верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич был сменен, и сам царь взял бразды в руки, назначив себя верховным главнокомандующим. В искусство и знание военного дела Николаем II никто (и армия, конечно) не верил, и было очевидно, что верховным вершителем станет его начальник штаба — вновь назначенный генерал Алексеев. »
Эти слова я тоже не могу принять однозначно. Многих солдат воодушевило присутствие царя на посту главнокомандующего. А вот насчет генерала Алексеева я согласен. В царской армии было много других кандидатур на должность начальника штаба, но почему-то выбрали именно его. Генерал Алексеев так же как и Керенский причастен к развалу Российской Империи.
Керенский и беспомощные офицеры
« Глухое брожение всех умов в тылу невольно отражалось на фронте, и можно сказать, что к февралю 1917 года вся армия — на одном фронте больше, на другом меньше — была подготовлена к революции. Офицерский корпус в это время также поколебался и в общем был крайне недоволен положением дел. »
Здесь Алексей Алексеевич Брусилов скорее всего имеет ввиду Керенского и его влияние на армию. И в целом он прав. Именно Керенский начал разваливать русскую армию, а большевики чуть позже привели её к позорному Брестскому миру. По поводу офицерского корпуса я скажу чуть более развернуто. Дело в том, что при всём желании офицеры мало могли что-либо изменить. Отчасти по причине реформ Керенского,а отчасти из-за немецкой и большевистской пропаганды, которая призывала сложить оружие.
« Корпус офицеров, ничего не понимавший в политике, мысль о которой была ему строжайше запрещена, находился в руках солдатской массы, и офицеры не имели на эту массу никакого влияния; возглавляли же ее разные эмиссары и агенты социалистических партий, которые были посланы Советом рабочих и солдатских депутатов для пропаганды мира «без аннексий и контрибуций». Солдат больше сражаться не желал и находил, что раз мир должен быть заключен без аннексий и контрибуций и раз выдвинут принцип права народов на самоопределение, то дальнейшее кровопролитие бессмысленно и недопустимо.
Офицер сразу сделался врагом в умах солдатских, ибо он требовал продолжения войны и представлял собой в глазах солдата тип барина в военной форме.
Теперь станет вполне понятно, как случилось, что весь командный состав сразу потерял всякое влияние на вверенные ему войска и почему солдат стал смотреть на офицера как на своего врага. Офицер не мог стать на вышеизложенную политическую платформу.
Офицер в то время представлял собой жалкое зрелище, ибо он в этом водовороте всяких страстей очень плохо разбирался и не мог понять, что ему делать. Его на митингах забивал любой оратор, умевший языком болтать и прочитавший несколько брошюр социалистического содержания. При выступлениях на эти темы офицер был совершенно безоружен, ничего в них не понимал. Ни о какой контрпропаганде и речи не могло быть. Их никто и слушать не хотел. В некоторых частях дошли до того, что выгнали все начальство, выбрали себе свое — новое — и объявили, что идут домой, ибо воевать больше не желают. Просто и ясно. В других частях арестовывали начальников и сплавляли в Петроград, в Совет рабочих и солдатских депутатов; наконец, нашлись и такие части, по преимуществу на Северном фронте, где начальников убивали. »
Именно так, Первую Мировую Войну проиграли не из-за одного конкретного человека. В этом поражении виновен и Николай II и Временное правительство и большевики, да и победили тогда Российскую Империю ни немцы, а внутренние враги и распри.
А теперь вопрос к читателям: