К первому классу я дорос до первых попыток коллекционирования и самостоятельной сборки. Этому поспособствовал очередной день рождения в 84 году. Мы были в центре города (Алма-Ата) в ЦПК им Горького. Отпущенный самостоятельно поиграть в зал игровых автоматов (помните за 15 коп. играли в «Морской бой», «Баскетбол», «Охота», и тд.) – мне выделили 3 рубля - минимум на 2 часа игры! Расстались у павильона с четким указанием: «быть здесь и никуда не отлучаться!». Я не раздумывая не минуты, и зная где находится «Детский мир» (угол Коммунистического проспекта и ул. Комсомольской), выбежал на Комсомольскую с южной окраины парка, далее на троллейбусе 3 остановки до Коммунистического проспекта, а а там через дорогу и ДМ!
Дорога до ДМ заняла 15 мин – на первом этаже павильон для игрушек – я сразу рванул туда и!!! На прилавке лежат огромные коробки с Ту-144 и тогда еще новинкой от «пластикарта» Ту-154! Итак - у меня в кармане 3 рубля! С содроганием смотрю на ценник… Ту-154 стоит 2-50, а Ту-144 - 3-20!!! В кармане мелочь на троллейбус обратно. В общем, на муки выбора ушло 15 мин, решаю,что пойду обратнопешком и я покупаю Ту-144. Бегом в парк минут 40 ушло – но за полчаса до назначенного времени оказываюсь в игровых автоматах.
Остается время придумать складную историю «Откуда у меня коробка с Ту-144»?. Отметаются версии: «нашел на лавочке», «выиграл как приз», в итоге решил соврать, что на выносном павильончике в парке купил, который якобы закрылся. Когда пришел отец, его конечно, сильно заинтересовало мое приобретение. Я включив весь артистизм, преподнес свою легенду, не хуже чем ученик разведшколы абвера, (сейчас я склонен думать, что мне он не поверил). Тут произошло неожиданное - моему удивлению и восхищению, он подарил мне коробку с Ту-154!!! Он тоже, оказывается, был в ДМ (к моему счастью мы разминулись).
По приезду домой, в гости ДР все-таки - пришел мой дядя Толя и подарил второй за сегодня Ту-154 (как я был рад, что не купил Ту-154 в ДМ, было бы три!) Следующие два дня ушли на сборку и покраску.
После сборки мы решили с отцом подвесить самолеты в зале на веревочки, так стала формироваться коллекция. Потом с переездом в Анапу часть ее была утрачена. Анапа не крупный город и «пластикартовские» модели здесь попадались не часто, но иногда даже в сельских культтоварах попадались, например, осенью 87 я совершенно обалдевший увидел Ту-20 (95), купил естественно
Были у меня и вертолеты Ми-6, Ми-10к, Ми-4, Як-24п.
и самолеты: МиГ-21, Як-40, Су-7, Ту-2.
Повзрослев я начал замечать режущее глаз несоответствие настоящих самолетов "пластикартовским", особенно в ливреях аэрофлота. Я не знал, что зачастую в разработку идут (для изготовления пресс форм) опытные образцы (Ил-62, Ту-144, Ту-154).
В конце 80-х у «пластикарта» поменялись коробки, впервые я новую коробку увидел в Москве, осенью 89. Мы прожили с Москве 4 дня - каждый день с моим другом Серегой ездили на метро до заветной станции «Лубянская площадь», выход из которой был входом в знаменитый «Детский мир» архитектора Душкина.
Там я разгулялся – купили мы и новинку Ан-14, снова Ту-154, Ми-10к – что то еще (уже плохо помню, по моему, Ил-28).
Летом 90-го из турпоездки в Молдавию мне родители привезли Л-410 в новой коробке и с новыми декалями – кроме ливреи Чехословацких авиалиний, были декали «Интерфлюга» и ВВС ГДР. На коробке были соответствующие схемы окраски – а так же впервые увидел не рисунок, а фото настоящего самолета.
Последние две модели я купил в 92 м сначала Боинг-727 («Иностранцы», были моей несбывшейся мечтой, особенно ДС-8, Трайдент, и Каравелла), а 4 месяца спустя Бе-6!!!.
И это была моя последняя модель «пластикарта»!!! Она была первой и стала последней - Ирония судьбы! Исчез ГДР, развалился Союз, исчезли и «пластикартовские» модели, на смену им хлынули из за открывшегося «железного занавеса» другие модели уже совершенно другого уровня: «Италери», «Ревелл», «Мачбокс», «Тамия» и тд. Но какие бы качественные и достоверные они не были, они не вызывают таких эмоций как открытие коробки «пластикарта», незабываемый резкий запах клея и краски, и радость от получения быстрого и как тогда казалось «совершенного» результата!
PS - несколько лет назад - учитывая неугасающий интерес моделистов к продукции фирмы "Пластикарт" - граверная фирма REIFRA - изготавливает уже более десятка самолетов и вертолетов на оригинальных пресс формах. В каталогах интернет магазхинов эта продукция часто встречается.
Сайт посвященный истории фирмы пластикарт с описанием всех моделей