В 2008 году в Великом Новгороде проводились раскопке в Кремле (Детинце). Грамота №963, найденная к западу от Грановитой палаты, адресована архиепископу Симеону.
Из трёх фрагментов была составлена почти целая грамота
Перевод на современный язык таков:
Господину архиепископу новгородскому владыке Семену крестьяне твои, Святой Богородицы уезд, Ошевский погост, ржевичи, тебе, господарю, челом бьют все от мала и до велика. Мы послали, господин, дьяка Олексадра, потому что и отец и дед его пел у Святой Богородицы в Ошеве. И ты бы, господин, к Святой Богородице того дьяка поставил попом (а с ним мы послали от погоста Труфана), потому что церковь стоит без пения (= без службы). А другое [дело], господин святой владыка: престол в церкви от… Как, господин, о том укажешь? … … … Освяти же престол, господин.
Авторы послания пишут новгородскому владыке, что что-то случилось с престолом (что именно, из-за обрыва неясно), но нет сомнений, что он как-то был поврежден. Возможно, ржевичи его уже починили и просят владыку его освятить.
Ошевский погост (ныне Ашево Псковской области) расположен в Пусторжевской волости Новгородской земли (отсюда наименование его жителей ржевичами), которая вместе с Великими Луками платила значительную дань Литве в обмен на защиту Литвой северо-западных рубежей Новгородского государства.
Как следует из грамоты №963, несмотря на предпринятую Витовтом реформу, объединившую в 1415 г. подвластных Литве православных епископов Полоцка, Чернигова, Луцка, Владимира Волынского, Холма, Турова, узурпировавших право избрания киевского митрополита (ими избран был Григорий Цамблак), ржевичи сохраняли какое-то время верность Новгороду и хиротонисанному в Москве архиепископу Симеону. Впрочем, к 1435 году переход в прямое подданство Литвы случился, что привело к военному походу новгородцев на ржевичей, о чём говорит Псковская летопись.
Архиепископ Симеон был на новгородском престоле с 1415 по 1421 год. На его правление пришёлся один из самых больших народных мятежей - восстание Степанки. По легенде Симеон утихомиривал восстание с помощью высокого деревянного креста, называвшимся Чудным крестом. Впрочем, даже авторы книги про новгородских святителей, изданной под редакцией Митрополита Новгородского и Старорусского Льва считают, что сомнительно, чтобы один человек поднял такой крест.
Стратиграфическая дата этой грамоты - начало ХV века, внестратиграфическая оценка грамоты № 963 такова: 1360-е -1410-е, предпочтительно 1380-е - 1410-е. Это означает, что и стратиграфическое (по слою, где грамота была найдена), и палеографическое (по написанию букв) датирования показали себя достаточно хорошо.
Слово сиротѣ характерно для берестяных грамот ХIV в. и один раз встретилось в грамоте конца ХIV - 1-й четверти ХV в. (№ 933). В ХV в. этот термин вытесняется словом крестьяне.
При написании поста автор активно пользовался материалами с сайта gramoty.ru и книгой "Кафедра Новгородских святителей".