В прошлый раз дело кончилось тем, что князь Юрий Дмитриевич Галицкий уступил таки великое княжение московское молодому Василию Васильевичу.
Мир был заключён на условии, что князь Юрий не будет помогать своим сыновьям - Василию Косому и Дмитрию Шемяке против великого князя. Однако, по старой доброй русскокняжеской традиции Юрий Дмитриевич свои обещания послал вдаль не позднее следующего - 1434 года, отправившись с сыновьями снова покорять московские пространства. Князья взялись за старую забаву: "Туда-сюда-обратно, никому, кроме них не приятно".
Что, однако, не помешало Дмитрию Шемяке в 1436 году лично пригласить великого князя Василия Васильевича на свою свадьбу. Великий князь Василий галантности не оценил и Дмитрия под охраной отправил в узилище в Коломну. Свадьба Шемяки задерживалась. Брат Шемяки - Василий Косой тем временем напал на великого князя Василия, но был вдребезги разбит, пойман, отправлен в Москву, где и был ослеплён. Как ни странно, перед этой схваткой Василий Васильевич Дмитрия Шемяку освободил из узилища, "пожаловал" - видимо, одарил, но приказал тому быть в Коломне. На чём уж они договорились, летопись не сообщает.
В 1438 году Улу-Мухаммед был вынужден бежать из Орды от своего противника ("замятня", однако) и остановился в Белёве - городке в верховьях Оки. Великий князь Василий Васильевич двинул на Мухаммеда большое войско с целью выгнать того обратно в Орду с вполне предсказуемым концом. Русское войско под командованием Дмитрия Шемяки (!) и другого сына князя Юрия - тоже Дмитрия, но Красного по пути к Белёву вело себя хуже, чем по-свински: "Идущие к Белёву всё грабили у своего же православного христианства, людей мучили, желая получить добычу, животных забивали и отправляли себе назад..." В общем, вели себя ничуть не лучше татар в набеге.
Увидя русское войско, Улу-Мухаммед "начал даваться в всю волю князьям русским". Точно не знаю, что это означает, но мыслится, что хан решил сдаться русским князьям, однако те сдачи не захотели, а захотели татар как следует поубивать в своё удовольствие.
Поначалу дело шло хорошо: даже убили зятя Улу-Мухаммеда, но потом что-то пошло не так: какие-то источники даже сообщают о предательстве некого Григория Протасьева - мценского воеводы и личного знакомого хана Мухаммеда. В общем, в результате особо слаженных действий русских князей их войско было разбито наголову, а остатки его были добиты крестьянами, помнящими грабежи и убийства по пути этого воинства к Белёву. Правда верхушка князей и оба Дмитрия - Шемяка и Красной "убежали здравы".
Стоит ли удивляться, что в следующем 1439 году Улу-Мухаммед, видимо помня доброту русских князей, совершил разорительный набег на Москву.
Предыдущие статьи: