Найти тему
Патриот Севера

По реке плывет топор...

Часть первая. Нева и Москва-река

Дорогие друзья, добро пожаловать! Речь в этом выпуске пойдет о речном судоходстве.

Каким видом транспорта вы предпочитаете пользоваться? Большинство из нас летает самолетами, ездит на машинах и поездах. А вот много ли народу могут ныне похвастаться тем, что совершают регулярные плавания по рекам? Исчезающе малая доля. Хотя еще не так давно реки были основой путей сообщения нашей необъятной страны. Карта Российской
империи, а потом и СССР была испещрена якорьками пристаней и покрыта густой сетью судоходных рек и каналов. Кстати, о каналах. Много ли их было построено у нас за последние полвека? Правильно - нисколько. Это раньше каналы рыли в изобилии, чтобы обеспечить сквозное судоходство через бассейн Волги до самого Азова, Балтики и Белого моря, теперь сама идея соединения речных бассейнов воспринимается обществом как ненужная трата времени и средств.

А между тем ничто так не украшает город, как наличие судоходной реки! И ни один вид транспорта не сравнится с водным по дешевизне - подумайте только, ему не нужны дороги! А что уж говорить о грузоподъемности, если один средней руки нефтеналивной "пятитысячник" с легкостью заменит рекордной длины железнодорожный состав? А разве можно сравнить поездку на речном теплоходе с поездкой на автобусе! По степени удовольствия они и близко не стояли!

К сожалению, у водного транспорта есть две "ахиллесовы пяты" - сезонность и низкая скорость. И это не могло не сыграть свою роль. Ныне доля грузов, перевозимых речным транспортом сравнительно невелика, а объем пассажирских перевозок в сравнении с временами СССР просто ничтожен. Условия судоходства на реках России ухудшаются, фарватеры мелеют, знаки судовой обстановки разрушаются, бакены приходят в негодность, шлюзы гниют, суда и земснаряды списываются в металлолом... Первыми под удар попали реки, где и раньше-то судоходство было "на грани". Где вы, маленькие, но гордые суденышки, не так давно еще бороздившие плесы Клязьмы, Тезы, Цны, Ветлуги, Сысолы, Ижмы, Ахтубы, Воркуты? Нет их более. Грустно ли это? Не то слово! Впечатление такое, что вместе с водой в ряде пароходств норовят выплеснуть и ребенка. Если так будет продолжаться, то в российской глубинке скоро проще будет увидеть плывущий по реке топор, нежели теплоход с пассажирами. Речное судоходство ныне поддерживается лишь там, где ему нет альтернативы - то есть в регионах с из рук вон плохой дорожной сетью (бассейны Оби, Енисей, Лены) и на крупных реках с реально большим объемом грузов, перевозимыми на дальние расстояния без перевалки (Волга, Нева, Дон). Ну, и особняком стоят обе наши столицы, водные артерии которых летом буквально забиты прогулочными катерами. Начнем с Питера:

Исток Фонтанки близ Летнего сада - отправная точка большинства речных прогулочных маршрутов по городу трех революций (фото автора)
Исток Фонтанки близ Летнего сада - отправная точка большинства речных прогулочных маршрутов по городу трех революций (фото автора)
Развилка Фонтанки и Мойки (фото автора)
Развилка Фонтанки и Мойки (фото автора)
Просторы Невы (фото автора)
Просторы Невы (фото автора)
Под Троицким мостом (фото автора)
Под Троицким мостом (фото автора)

Специфика речного транспорта Северной Пальмиры заключается в том, что дневное время здесь отдано на откуп приземистым экскурсионным катерам и плавучим ресторанам, без труда проходящим под низкими питерскими мостами. Ночью, после развода мостов на Неве и ее главных рукавах, начинается движение больших грузовых судов с высокими рубками и мачтами. К сожалению, для фотосъемки это не лучшее время.

Выше города Нева, не стиснутая гранитными набережными, выглядит не столь помпезно, но так же величаво:

Ленинградская область. Вид на Неву с Кузьминского ж/д моста (фото автора)
Ленинградская область. Вид на Неву с Кузьминского ж/д моста (фото автора)

Специфика речного транспорта Москвы заключается в том, что при той природной водности, что имеет Москва-река в черте столицы (53 куб. м в секунду - это почти в 50 раз меньше, чем у Невы!), ни о каком крупнотоннажном судоходстве на ней и речи быть не может. А оно есть! Каким образом? Фокус из серии "если нельзя, но очень хочется"... Итак, внешне Москва-река маленькой отнюдь не кажется (ширина ее даже в самом узком месте напротив Кремля достигает сотни метров, а уж в Нагатино...), и достигается это с помощью двух ухищрений. Первое - всем известный канал им. Москвы, поставляющий в район Карамышевского гидроузла и через низовья Сходни в общей сложности 30 куб. м в секунду волжской воды (кое-что через Головинские пруды и Лихоборку перепадает и Яузе - которая, впрочем, впадает в ту же Москву). И второе (пожалуй, главное) - Перервинская плотина, которой, собственно, Москва-река и обязана обманчивой шириной водного зеркала. Следующий гидроузел, обеспечивающий судоходные глубины в районах Царицыно и Марьино, находится сразу за МКАД, чуть ниже Бесединских мостов. И так до самого впадения в Оку...

Перервинская плотина осенью 2001 г. (фото автора)
Перервинская плотина осенью 2001 г. (фото автора)

Но - где-то прибыло, а где-то убыло, поэтому течение в Москве-реке почти не ощущается. Кстати, система плотин и шлюзов на ней существовала с XIX века, только располагался гидроузел в другом месте, прямо в центре города - глухая Бабьегородская плотина находилась в районе бывшей кондитерской фабрики "Красный Октябрь", а судоходный шлюз - там, где сейчас протянулась Шлюзовая набережная. Но, понятно, о нынешнем водоизмещении судов и барж тогда и мечтать не могли.

Что интересно, столичные гидростроители ухитрились сделать судоходной даже Яузу, построив в ее низовьях несколько шлюзов (уж не знаю, действуют ли они сейчас). Ни о каких пассажирских перевозках там, разумеется, речь не шла - по Яузе ходили разве что толкачи с небольшими баржами и редкие моторные лодки (если у читателей есть на этот счет иная информация, просьба сообщить).

Мы же сейчас просто совершим небольшую прогулку по Москве-реке:

Устье реки Неглинной у Большого Каменного моста (фото автора)
Устье реки Неглинной у Большого Каменного моста (фото автора)
Здесь до 1937 г. находилась Бабьегородская плотина (фото автора)
Здесь до 1937 г. находилась Бабьегородская плотина (фото автора)
Канатка в Лужниках (фото автора)
Канатка в Лужниках (фото автора)
Район Потылиха, устье реки Сетунь (фото автора)
Район Потылиха, устье реки Сетунь (фото автора)
Пешеходный мост Богдана Хмельницкого, бывший Краснохолмский мост Окружной ЖД (фото автора)
Пешеходный мост Богдана Хмельницкого, бывший Краснохолмский мост Окружной ЖД (фото автора)
Крымский мост, настоящий (фото автора)
Крымский мост, настоящий (фото автора)
Кремлевский "Чижик" серии Ом (фото автора)
Кремлевский "Чижик" серии Ом (фото автора)

Надеюсь, наше знакомство прошло познавательно и интересно! Следующий выпуск будет посвящен рекам Сибири.