Это сумасшедшее средневековье или массовый бред как надежда на выживание?
Сегодня нам сложно понять поступки людей, живших 500 или 700 лет назад. Иногда, погружаясь в атмосферу тех давних лет, понимаешь, что сумасшедшие были всегда. А может все общество было сумасшедшим? Иначе как понять флагеллантов или массовые самоистязания?
Конечно, жизнь средневекового человека была очень тяжела, его изнурял голод и лишения, войны и болезни. А когда несчастных пугали описаниями страшных мук ада, то многие просто не выдерживали и сходили с ума. В 1260 году перепуганные европейцы ждали конца света и вымаливали себе спасение. По городам и селениям ходили флагелланты с пением молитв и псалмов.
Заунывный гул их голосов издали предупреждал селян о том, что их ждет ужасное представление, толпа истязающих себя грешников - флагеллантов били себя специальными плетями с тремя концами, на каждом конце были узлы и шипы. С каждым ударом на коже появлялись кровавые раны. Ходили они в рубищах, босые, им запрещалось нормально питаться и спать.
Простые селяне с благовением и восторгом встречали истязателей, для них они были почти святыми. Когда толпа самоистязателей доходила до церкви, они ложились на землю и начинали истязать себя на глазах толпы, нанося себе страшные раны. При этом они проклинали грешников и молились. Грозили смертным страшным судом и муками.
1260 закончился, а конца света так и не произошло, но самоистязатели по - прежнему ходили из селения в селение. Когда в Европу в XIV веке пришла чума к флагеллантам присоединились напуганные смертельной эпидемией люди, с надеждой отмолить себе жизнь. Часто с такими колоннами ходили больные чумой, для того, чтобы искупить свои грехи перед смертью. Так толпы сумасшедших самоистязателей и больных переносили опасную болезнь из города в город, заражая всех кто встречался в пути.
Чумные флагелланты представляли собой странные и страшные процессии: они шли парами, в остроконечных капюшонах с прорезями для глаз и нашитыми крестами, выстроившись в длинную колонну, куда входило до трёхсот и более человек. В местах, где чума свирепствовала особенно, к шествию примыкало более тысячи человек. В этой сумасшедшей процессии были мужчины и женщиныв впереди всех шёл магистр, который нес хоругви из багрового бархата и золотой парчи.