ПРЕДИСЛОВИЕ
Кроме батутной энциклопедии, как говорилось ранее, я буду с некоторой периодичностью выпускать статьи-кейсы о том, как открываются батутные центры моих клиентов и о том, как я в этом всём участвую. Из данного цикла вы сможете извлечь полезные практические уроки, проследить ошибки и просто понять, насколько может быть непростым наше дело;)
КЛИЕНТ
Андрей из Адлера вышел со мной на связь в середине сентября. До того, как появилось желание открыть батутный центр, Андрей занимался надувными батутами. Компания клиента договаривалась с муниципалитетом об аренде мест в парках или на пляжах, ставила гигантские надувные штуковины, которыми мы все в детстве восхищались, и прекрасно зарабатывали деньги на потоке детей. Многие бизнесмены говорят, что продукты питания — самый надежный бизнес, потому что люди никогда не перестанут есть. На мой взгляд, развлечения для детей — не менее стабильный рынок. Потому что ребятне всегда нужно бегать, прыгать и выпрашивать что-нибудь у родителей:) В общем, первый бизнес-опыт моего клиента был позитивным и по сей день несёт ему стабильную прибыль (в сезон разумеется).
Очевидно, под впечатлением от успех надувных батутов, Андрей решил обратить внимание на более современное (и менее развитое в Адлере) направление активных развлечений (более того с менее выраженной сезонностью). Покопавшись в интернете на бизнес-форумах, клиент нашел меня, сообщил о своих планах и намерении сотрудничать.
ЗАКАЗ
Андрей оказался человеком весьма активного действия. Казалось, открывать батутный центр он собирается уже завтра и для старта ему только и нужно, что информация о наиболее подходящих типах строений. После моего рассказа о быстровозводимых ангарах, воздухоопорных конструкциях и отличной экономии на утеплителях (юг же!), клиент очень сильно попросил оформить всю лекцию в презентацию, которую срочно нужно показать потенциальным инвесторам.
Я предложил два варианта: быстрый, но кривой от меня-недизайнера и долгий, но красивый от специально обученных людей. Думаю, вы догадаетесь, что ждать великолепного визуала времени ни у кого не было и Никита отправился оттачивать на практике текстово-репрезентативные навыки:) За два дня в Power Point.
Сделав дело, я отправляю презентацию и ухожу в двухнедельный режим ожидания ответа. Слегка устав ждать, решаю сам написать клиенту что-то типа «Андрей, как у вас дела, как согласование помещения, вы уже открылись?». В ответ получаю тонкий намёк на то, что презентацию я сделал не очень опрятную. Расстраиваюсь отсутствию у меня дизайнерского дара.
Дальше последовала череда аргументов и контраргументов, в ходе которых я выяснил, что вовсе не моя злополучная презентация стала камнем преткновения в поисках места под стройку. Проблемой на самом деле была стоимость самой сочинской земли. Даже не стоимость, а то, как сложно и муторно эту землю получить.
Но ситуация оказалась не безнадежной. Андрей, к моей радости не привык сдаваться и очень скоро нашел готовое помещение в олимпийской «Адлер-арене». Когда-то являвшийся конькобежным катком, стадион получил вторую жизнь в виде многофункционального спортивного комплекса с упором на теннисные корты.
Определившись с помещением, клиент определился и с тем, что хочет получить от меня: планировка батутного центра и изготовление батутов. В комплекте с этим, я подписался, также, на бесплатную установку и обучение персонала. Но самое интересное, что это были далеко не все бонусы…
ПРОЦЕСС И ПРОБЛЕМЫ
История с помещением в «Адлер Арене» была бы восхитительной сказкой про то, как олимпийская инфраструктура продолжает жить и после Игр. Была бы, если не пара деталей.
Во-первых, после Зимних Игр, каждый спортивный объект был поделен между различными организациями. И как это бывает в провинции (а Сочи, к сожалению, и после 2014 года остался провинцией), все владельцы не очень-то захотели поддерживать дружеские отношения и превратили, когда-то прекрасный открытый для посещения стадион, в режимный объект с лабиринтом из заборов. Серьёзно, если раньше можно было спокойно попасть хоть куда через центральный вход, сейчас для каждого помещения свой въезд, КПП и режим допуска. Жутко неудобно и глупо!
Во-вторых, под наш батутный центр было выделено угловое помещение под трибуной. Угловое. Под трибуной. С огромной вентиляционной шахтой. Прямо по центру помещения. Если есть специальный человек, ответственный за выдачу помещений в Сочи, то в день, когда к нему пришел Андрей, у него явно было не лучшее настроение. Как и у меня, когда я сел рисовать план.
Помимо вентиляции, проблемы возникли с планом БТИ — он был сделан совершенно криво и как будто для какого-то другого, параллельного мира. Помучавшись с переделыванием «на глаз», я всё-таки позвонил клиенту и настоятельно попросил замерить помещение рулеткой. После замеров я вообще разочаровался в БТИ. Всем советую перемерять помещение сразу, как только оно в вашем распоряжении. Иначе, потом будет много проблем с установкой батута. Особенно, если у вас помещение — два треугольника.
Попробовав протестовать и предлагать искать новое место, я, естественно, получил отказ («других нет, надо точно это и быстрее»). Деваться некуда, подкрепившись выводом, что из этого получится крутой проект для портфолио, я взял, да и сделал самое интересное и рабочее решение, из всех, что можно было. Огромная вентиляционная шахта, возвышающаяся над залом, стала великолепной смотровой площадкой и кафе, одна половина помещения превратилась в разминочную зону, другая в батутную.
Проект, к моей радости, Андрею зашел, и процесс перешел к изготовлению оборудования. Заказ состоял из шести коммерческих батутов и четырёх спортивных. Общая сумма — 952 800 рублей, время изготовления — 1 календарный месяц.
Когда батуты были готовы, я отправился в Адлер для выполнения завершающей части своей программы —монтажа оборудования и обучения инструкторов. Я не удивился ни разу, когда узнал, что никто из будущего персонала не умел прыгать. После плана БТИ меня уже ничего не удивляло:)
По приезду, взял всю команду и повёз их в ближайший батутный центр для того, чтобы показать основы. Основы показать удалось настолько хорошо, что я (к своей нескромности) собрал вокруг батута большую часть посетителей. Потом местный управляющий мне даже работу предложил. Это не к тому, какой Никита Шептунов восхитительный атлет, а к тому, что в Адлере нормальный уровень мастерства — что-то уникальное. Данный факт меня очень порадовал, ведь это отличная перспектива для развития батутной тусовки вокруг нашего зала. Нужно научить людей круто прыгать, и они будут жить на батутах и еще за собой кучу народу притащат!
***
Персонал персоналом, а проблемы с открытием — это то, что всегда портит планы. Списком:
- Водитель, который вёз оборудование задержался на три дня. И когда я приехал, батутов, конечно, еще не было и в помине. Тут аукнулось желание клиент сэкономить на перевозчике. Не могу осуждать, ведь доставка официальными большими компаниями стоит каких-то невероятных денег. Биржа грузовых перевозок значительно дешевле. Но, если вы загружаете кучу батутов в маленькую газель, будьте готовы, что всё пойдёт не по плану.
- Даже если бы водитель приехал на неделю раньше, ничего бы не поменялось. Потому что спортивная часть ремонта была не готова совершенно.
- Дедлайн открытия был настолько плотный, что даже кассу установить времени не хватило бы. А народ, как стало понятно по ажиотажу в соц.сетях, планировал валить валом.
- На подготовку инструкторов, естественно, у меня было не три недели, а одна. Всю неделю, каждый день я мучал ребят на снарядах. Представьте, что было с их мышцами и связками после такого интенсива. И с моими нервами, да.
Я решил, что если я подключусь к ремонту лично, то рискую не уехать из Адлера еще месяца полтора. Да и проект хотелось реализовать так, как задумывалось. В итоге взяв в помощь несколько человек, я лично помогал делать спортивную часть — обивку стен ПВХ-тканью, строительством помостов, исправлением каких-то недоработок. Ну и установкой батутов, само собой.
Внимательный читатель, представив темп и своевременность ремонтных работ, догадается, в каком аврале происходило открытие. Кажется, я успел поработать и администратором, и управляющим, и инструктором, и уборщицей. Причём, несколько дней подряд. Только когда всё пришло в порядок, администраторы перестали непонимающе хлопать глазами при виде клиентов, а тренеры начали сносно обучать посетителей, я решился сдать работу и лететь домой.
Если говорить о том, что осталось после моего отъезда, то первое время, точно знаю, всё было очень хорошо — в городе не было подобных проектов и люди проявили активный интерес. Но со временем ажиотаж утих и трафик стал невысоким. Не могу сказать, как сейчас идут дела, но восхищённых отзывов мне не присылают.
ИТОГО
Центр в Адлере работает и приносит владельцам определённых доход. Но месту культовым стать не удалось.
Проблема мне видится, во-первых, в сумбурном открытии и отсутствии стратегии на первом этапе, а во-вторых, в непонимании того, что батутный бизнес — это очень долгосрочный процесс. Процесс, который идёт рука об руку с воспитанием аудитории, постоянной работой с сообществом.
Моя личная ошибка — отсутствие должного контроля и планирования. Не взяв денег за дополнительные услуги, я представил себя добровольцем-альтруистом, переложив ответственность за организационные моменты на клиента. А клиент, справедливо посчитав, что раз за дело взялся я, то я и должен всё наладить, доверил процессы мне. Возник диссонанс в сферах ответственности и отсюда возникли авралы и провисы в работе.
Владельцы же, На мой взгляд, упустили момент, когда люди, попробовав себя на батутах, должны были прийти еще раз и остаться навсегда. Занимаясь до этого только развлекательным бизнесом, мои клиенты, очевидно, предоставили аудиторию самой себе. И не получили из общей массы постоянных клиентов. А это, совершенно точно, основа дохода любого батутного зала. Да и спортивного бизнеса в целом.
Ну и раз ты, мой дорогой читатель, дошел до этого момента, то почему бы тебе не подписаться на мой канал?) Глядишь, и на монетизацию выйду за месяцок-другой)
В любом случае, спасибо за внимание)