Добрый день, можно у вас это оставить? - я захожу в галерею прямо из дождя. Девушка на ресепшене отрывает взгляд от телефона и не слишком охотно интересуется: "А что это?" Я разворачиваю исписанные словами Хармса тетрадные листки.
Куратор современного искусства должен быть человеком азартным: уж очень похожа его работа на русскую рулетку и прохождение сложнейших квестов, не без потерь. Свои исследования и открытия я всю жизнь делала, платя из своего кармана деньгами и своим временем и конечно, только по личному желанию. Мне никто не указывал, что писать, но и никто восхищенно не предлагал гонорары за идеи и тексты. Чтобы они жили, приходилось их дарить. А иногда даже заставлять принять в дар.
В раскалённом воздухе донецкого лета 2011 года прозвучал звонок. Я подняла трубку и случайно узнала, что на дождливом противоположном крае страны, во Львове, несколько художников превратили жуткий подвал в галерею. Над этим чудачеством подсмеивались даже знакомые. Все выглядело шуткой, дурачеством, шалостью, даже название - неприличное румынское ругательство, слепленное в одно слово Detenpyla
Все редактора хором твердили: эти твои художники никому не интересны, кураторы модного центра искусства не отвечали на мои письма с предложением проекта с их участием. Но я была настойчива. Я видела искусство в этом львовском подвале и мне хотелось рассказать о сколоченном из шести аутсайдеров объединении "Открытая группа".
Сейчас это одни из самых известных художников в Украине, да и в Восточной Европе, кураторы национального павильона на Биеннале в Венеции, лауреаты премии Пинчук Арт Центра, люди, про которых рады написать мастодонты медиа от Forbes до Vogue.
Знаете, какой вопрос любят чаще всего задавать художники, создающие десятилетиями искусство на пост-советском пространстве? О чем они, собравшись в кружок, как алхимики в поиске философского камня, горячо спорят? На какую самую главную тему они льют метафорические слёзы? О чем жалеют художники?
Вы можете ужасно удивиться, но ответ: об отсутствии преемничества. Об отсутствии наследственности между художниками разных поколений, тех, что творят смыслы сейчас в одном географическом пространстве, пересекаясь во времени.
Не раз я слышала, как выставочные залы музеев и галерей сотрясали с гамлетовским надрывом стенания: Почему никто не исследует, каково было быть у истоков современного искусства? Где эти все печатные издания, что писали о нас в 90-е?
А в ответ юношеские голоса: "А как происходил художественный процесс? Куда пропали сначала каталоги ваших экспозиций, потом ваши имена из них, и наконец, память о том, что это было?"
Я приехала в столицу, чтобы услышать, наконец, не перепалку и взаимные обвинения мастеров старой генерации и новоиспеченных звезд совриска, а конструктивный диалог. Увидеть то, к чему все стремились: преемственность. А точнее, узнать, как "Открытая группа", мои давние знакомые будут выражать великую идею в материальных объектах, еще и в стенах знаменитого и влиятельного киевского Пинчук Арт Центра.
«PAC-UA Переосмысление» новый цикл выставочных и исследовательских проектов, который запустил кураторский состав Пинчук Арт Центра. "Переосмысление" - это попытка архивировать прошлые художественные практики, придать им вес, перенеся из закрытых галерей и мастерских в большое публичное пространство. Переезд "старого поколения" из серой зоны полусуществования происходит руками молодых и уже успешных художников. Они приняли условия арт-рынка, правила современной арт-сцены и вложили немало сил не только в свои проекты, но и в их продвижение.
На сайте Центра скромно подчеркнуто: " В рамках проекта украинские художники молодого поколения представляют новые произведения, в которых они переосмысливают избранные ими работы художников предыдущей генерации, или создают их с ними вместе".
Договориться о разговоре с уже ставшими за три года популярными художниками из той подвальной галереи "Детенпула", стало сложнее. Изменился не только их вес в арт-мире. Другим стал состав. Не выдержавший темпов бега к успеху Олег Перковский покинул группу. Их осталось 5. А еще очень изменилось место, где мы в этот раз записывали интервью. Контраст был ощутимый: из съеденного плесенью львовского подземелья, из одной комнатенки, что была и кухней, и выставочным залом, и офисом для приема партнеров и кураторов, мы переместились в грандиозные интерьеры "сталинки" в центре Киева, с позолотой и шиком , пусть даже съёмным и недолгим.
Все наши обсуждения, записанные после нажатия rec : В МЫРЕ Хармса: какую биографию делают нам художники с "Открытой группы"
Впервые статья опубликована на украинском языке в онлайн журнале "Збруч" в июле 2014 года
Перевод и права принадлежат автору, то есть мне)
Если вам интересна тема современного искусства, рекомендую посмотреть каталог выставки Ошибка Эроса