Найти тему
КиноФайлы

Пролетарское кино 21 века

Оглавление

Советский кинематограф много вынимания уделял фильмам про рабочих и крестьян – ведь у нас было пролетарское государство. Такие фильмы, как «Высота» и «Трактористы» призваны были воспитать в рабочем человеке чувство гордости и собственного достоинства. Было и так называемое «проблемное» кино. Например, фильм «Премия» поднимает важные проблемы плановой экономики. В 90-е годы снимать такое кино стало не модно – бал правили криминально-развлекательные картины, либо мало интересные обывателю фестивально-артхаусные творения. С приходом нулевых и десятых ситуация мало изменилась. Но найти несколько «пролетарских» картин нового времени мне все же удалось.

Магнитные бури (2002)

«Магнитные бури» - последний на сегодняшний день фильм дуэта Абдрашитов-Миндадзе. Абдрашитов, к сожалению, после выхода фильма с режиссурой фактически завязал. По крайней мере, с тех пор не вышло ни одной его новой картины. А Миндадзе стал снимать фильмы по своим сценариям самостоятельно. Вот только снятые Минададзе «Отрыв» и «В субботу», к сожалению, значительно уступают совместному творчеству с Абдрашитовым.

Кадр из фильма «Магнитные бури». Источник - https://www.film.ru/
Кадр из фильма «Магнитные бури». Источник - https://www.film.ru/

«Магнитные бури» - сложный фильм. Перед нами полная трагизма картина развала и бардака, наступившего после исчезновения СССР и наступления новых экономических отношений. Провинциальный город, как и работающий в нем завод, переживают не лучшие времена. На заводе происходят рабочие волнения, вызванные борьбой за право собственности между весьма сомнительными личностями. Главный герой картины – рабочий Валерий (Максим Аверин) – оказывается втянут в эту борьбу. Он, как и его коллеги-рабочие, по сути, в любом случае проиграет. Ведь совершенно ясно, что кому завод точно не достанется, так это рабочим, для многих из которых он стал родным домом.

Фатальная безысходность ситуации вокруг завода накладывается и на личную жизнь нашего героя. Картина получилась мрачной и депрессивной, а каждый сюжетный поворот делает происходящее на экране все более и более безнадежным. Какого-либо выхода из ситуации Абдрашитов и Миндадзе не предлагают, да и не могут предложить, наверное (а кто вообще может?). Но, как минимум, авторы просят зрителя открыть глаза и посмотреть трезво на то, к каким результатам привели «правильные» рыночные реформы «неправильной» плановой экономики: кто здесь выиграл и кто проиграл.

За Маркса... (2013)

Совершенно неожиданный для сегодняшнего дня фильм – как по форме, так и по содержанию. Еще большее удивление вызывает тот факт, что снят он режиссером «Зеленого слоника» Светланой Басковой. Главные роли тоже сыграли звезды «Слоника»: Сергей Пахомов и Владимир Епифанцев.

Кадр из фильма «За Маркса». Источник - https://www.kino-teatr.ru/
Кадр из фильма «За Маркса». Источник - https://www.kino-teatr.ru/
Светлана Баскова о своей картине: «Это первый фильм, который я сняла с бюджетом (спасибо СИНЕ ФАНТОМУ за то, что помогли закончить работу). Он отличается от того, что я снимала десять лет назад. Тот этап уже остался позади, теперь я решаю новые эстетические задачи, поэтому фильм совсем другой». Источник - http://www.kinometro.ru/news/show/name/za-marksa-interview .

По признанию Басковой, события фильма развиваются в 2008 году, сразу после кризиса. Сюжет фильма – противостояние активистов рабочего профсоюза и владельцев завода.

Светлана Баскова о своей картине: «В фильме владельцы хотят переложить весь груз на сотрудников, решить свои проблемы за их счет. Такое происходило повсеместно, когда рабочим не платили зарплату, увольняли без объяснения причин. Поэтому и появлялись независимые профсоюзы, которые, в отличие от советских бюрократических организаций, действительно пытались бороться за права рабочих. Не всегда успешно». Источник - http://www.kinometro.ru/news/show/name/za-marksa-interview
Кадр из фильма «За Маркса». Источник - https://www.kino-teatr.ru/
Кадр из фильма «За Маркса». Источник - https://www.kino-teatr.ru/

Баскова создала весьма многослойной произведение. С одной стороны, большую часть своего хронометража картина придерживается нарочито сухой и реалистичной манеры изложения, но в то же время есть и уходы в символизм и метафоричность, а концовка и вовсе отдает арт-хаусом. В этом, кстати, «За Маркса» весьма походит на творчество ранее упомянутого дуэта Абдрашитов-Миндадзе. И хотя Баскова в интервью заявляла о своей аполитичности, «За Маркса», пожалуй, едва ли не самый левацкий фильм из того, что выходило на экраны в послесоветское время.

Завод (2018)

Рабочие, которым несколько месяцев не платят зарплату, узнают, что родной завод обанкротился. Доведенные до отчаяния, они решаются на опасное дело - берут в заложники владельца завода, требуя за освобождение выкуп.

Кадр из фильма «Завод». Источник: https://www.kino-teatr.ru/
Кадр из фильма «Завод». Источник: https://www.kino-teatr.ru/

На самом деле, я ожидал совсем другое кино от Юрия Быкова. После отличного «Дурака», который был хорошо принят как зрителями, так и критиками, казалось, что «Завод» тоже будет следовать по столь удачно найденной тропе социально-общественной драмы. Я ожидал, что у фильма будет много общего с указанным выше «За Маркса».

Но Быков неожиданно снял триллер, решив сделать кино для более широкой аудитории, чем его «Майор», «Дурак» и «Жить». Впоследствии режиссер очень сожалел о сделанном выборе. Не стесняясь в выражениях, Быков ругал себя за попытку усидеть на двух стульях: сделать одновременно и что-то «и жанровое, и коммерческое, и осмысленное».

Кадр из фильма «Завод». Источник: https://www.kino-teatr.ru/
Кадр из фильма «Завод». Источник: https://www.kino-teatr.ru/

Конечно, режиссер имеет полное право ругать себя и даже ненавидеть свои работы. Иногда это идет на пользу, если не слишком увлекаться самобичеванием. Но если смотреть «Завод» именно как кино для большого экрана, то перед нами очень и очень крепко сбитый триллер. Еще фильмом «Жить» Быков доказал, что может буквально в чистом поле создавать саспенс.

Экшена в «Заводе» не сказать, что много, но поставлен он отменно. Музыка и работа оператора порадовали отдельно. Но есть в картине проблема с проработкой второстепенных героев, а именно рабочих с завода, решивших взять в руки оружие. Вот здесь чувствуется некая надуманность. Несмотря на то, что рабочие, конечно, вызывают симпатию, как честные люди, судьбы которых безжалостно растоптали алчные «прихватизаторы», поверить в то, что они (рабочие) возьмут в руки оружие и пойдут против «хозяев» и их цепных псов, у меня не совсем получилось.

Тем не менее, несмотря на некоторую «киношность» всего происходящего, фильм ценен не только хорошим экшеном, но и правильными идеями, изложенными в монологах главных героев в исполнении Дениса Шведова и Андрея Смолякова.

Конечно, все представленные картины - строго на любителя. Но мне каждая из них чем-то приглянулась, поэтому надеюсь, что моя небольшая подборка будет полезна читателям канала.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Чернобыль: 4 фильма и 1 сериал (не HBO), которые стоит посмотреть
Фильмы ужасов 2019 года, которые стоит посмотреть
Недорогие, но зрелищные фантастические боевики
Фильмы, где главные герои - актеры, играющие самих себя
Три знаковых фильма на тему расизма и расовой сегрегации в США

Ставьте лайк, пишите комментарии и подписывайтесь на канал!