Найти тему
КИНОФАРВАТЕР

Какие самые главные Кинофестивали мира и чем они отличаются?

Оглавление

В каком году появились эти фестивали? Какие считаются самыми главными, престижными и почему? Какие там вручаются главные призы? Какие фильмы точно характеризуют эти фестивали и главное: чем они отличаются друг от друга?

Эта статья ответит на все эти вопросы, но прежде надо прояснить, что тут будут представлены именно фестивали, а такие события в мире Кино, как церемонии Оскара, Золотого Глобуса, Сезара, Гойя и так далее - оставим для другой статьи, ведь они не относятся к подобному формату.

1. Венецианский Кинофестиваль.

Начнем с самого старого фестиваля — Венецианского, — который был основан в 1932 году в фашистской Италии.

После популярности Оскара, созданного в 1927, преподнесенного в новый свет, как "самая главная награда планеты", по приказу самого дуче Бенито Муссолини, было решено создать свою церемонию в ответ американцам. Но чтобы подчеркнуть масштаб, престиж и силу государства, решено было сделать именно международный фестиваль, который приглашал бы все страны мира и изредко показывал им, как главный приз достается то фашистской Италии, то Третьему Рейху. Хотя главный приз, — Кубок Муссолини — все-таки был вручен три раза другим странам: Великобритании, Франции и США.

Пережив фашизм, с 1949 года на фестивале вручается "Золотой Лев", который символизирует покровителя Венеции Св. Марка.

Главные особенности:

Вообще награды и время проведения фестивалей хорошо ассоциируются с фильмами, которые на них представлены, они характеризуют вкус и атмосферу фестиваля.

Так, например, Венецианский проходит в конце лета или в первые дни сентября: он внешне спокоен и не подвержен влиянию экспериментальных фильмов, хотя внутри бушуют еще те страсти и перемены. Он старейший, а значит, его можно считать самым консервативным в каком-то смысле и, конечно, нельзя упускать из виду то, что это самое-самое-самое католическое государство, которое придает этому факту очень большое и важное значение. Иногда даже вручается отдельный приз Экуменистического Жюри, которое действует от имени Ватикана.

Фильмы, получившие Золотого Льва, лучше всего характеризуют суть фестиваля: традиционные "Гамлет"(1948) и "Ромео и Джульетта"(1954); Исторический "Расёмон" (1950) Куросава; поднимающая тему веры - "Слово" (1955) Карла Теодора Дрейера или "Легенда о Святом Пропойце"(1988); В конце концов внешне красивейшая и взрывная под конец фильма "Рома" Альфонсо Куарона.

Но бывают, разумеется, и исключения. Все-таки жюри и председатели постоянно меняются и таким образом вручение Золотого Льва могло вызвать скандал, как было с фильмом "Битва за Алжир" (1966) или удивление консерваторов, как в случае с "Джокером" (2019)

2. Международный Московский Кинофестиваль.

"Св. Георгий." - главный приз с 1989-ого. До этого был просто "Золотой Приз", а ещё раньше - "Большой Приз".
"Св. Георгий." - главный приз с 1989-ого. До этого был просто "Золотой Приз", а ещё раньше - "Большой Приз".

Второй по старшинству фестиваль, основанный в 1935 в ответ на фашистский жест со стороны Италии, которая самоутверждалась за счет других, давая себе же главные призы.

Забавно, но именно этим занялось и СССР.

Пригласив 9 стран в конкурсную программу, жюри, председателем которого был Эйзенштейн, вручило главный приз - трём отечественным фильмам. Второе место было у Рене Клера, а третье у Уолта Диснея и его "Трёх поросят". Потом фестиваль замолк на 24 года и продолжил свой отчет аж в 1959. Сложно говорить о духе и атмосфере этого мероприятия, потому что в основном главные призы доставались отечественным картинам.

Главные особенности:

«За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами».

Именно этот слоган красовался на первом фестивале и буквально "красной" нитью был прошит через всю политику каждого мероприятия.

Главную награду получали тяжёлые, как правило, послевоенные или военные драмы - "Судьба Человека" (1959) и "Иди и смотри" (1985); психологические портреты целой страны ("Война и Мир" 1965) или конкретного человека ("Журналист" 1967); А также остросоциальные проблемы рабочего класса, показанные в фильме Анджея Вайды "Земля Обетованная"; не исключением была и явная пропаганда ("Чапаев" 1934), хотя медленно, но верно — к концу 60-х объективность побеждала и разные фильмы удостаивались главных наград.

Да что говорить? Чухраю, который был председателем жюри, понадобились сутки, чтобы уговорить партию, что именно "Восемь с половиной" должен получить главный приз, а не отечественная однодневная пропаганда, "Знакомьтесь, Балуев". Также особенность этого фестиваля, то что он проходил один раз в два года. С конца 90-х стал ежегодным мероприятием.

Наш фестиваль в тройку лучших, разумеется, не входит. И престижным его назвать нельзя, к сожалению. Ведь что такое престиж для фестиваля? Всеобщее внимания, имена, качество, объективность и финансовая поддержка со стороны государства, — ничего из этого, чтобы составить серьезную конкуренцию, — у нас нет.

3. Каннский Кинофестиваль.

"Золотая Пальмовая Ветвь" - главный приз Каннского Кинофестиваля. До 1954-ого было просто "Гран-при".
"Золотая Пальмовая Ветвь" - главный приз Каннского Кинофестиваля. До 1954-ого было просто "Гран-при".

Возможно, самый престижный кинофестиваль, который был задуман еще 1939 и уже были отобраны фильмы, но из-за войны он был прерван и награды не присуждались. Он хотел показать независимость и объективность на фоне фашистского кинофестиваля.

Президентом Каннского Фестиваля был Луи Люмьер, а главным призом должен был быть "Кубок Люмьера" в противовес "Кубку Муссолини". Вручать главный Каннский приз должен был "отец Кинематографа", но этого не произошло.

Каннский фестиваль появился в свет только в 1946 году и с этого года идет нумерация. Уже с 1951 он считался очень влиятельным и авторитетным. Традиционно он проводится в мае.

Главные особенности:

Фильмы-участники являются мощным именно авторским высказыванием и через один наверняка будут экспериментальными в плане монтажа, операторской съемки, повествования, но при этом фильмы могут быть самыми разными: от романтического арт-хауса, до чистой "голливудщины" и мультиков типа "Шрэка" в основной программе.

Не последнюю роль играет визуальная составляющая, которая тоже может быть частью авторского высказывания, взять хотя бы "Город Грехов" с его веткой за техническое гран-при.

Главный приз фестиваля — Золотая Пальмовая Ветвь (в честь герба Канн), которая даже дизайном очень четко подчеркивает мощное высказывание и красоту мысли разных авторов, разных фильмов.

Такие разные, но чем-то схожие лауреаты главного приза:"Рим - Открытый Город" - кинематографический эксперимент, создавший новое течение — "итальянский неореализм"; Чисто французский и мелодраматический мюзикл - "Шербурские зонтики"; Визуальный и смысловой ужас человеческой природы - "Апокалипсис Сегодня"; Постмодернистское и кровавое "Криминальное Чтиво"; Актуальные, стильные и многожанровые "Паразиты".

4. Берлинале.

"Золотой Медведь" - главный приз Берлинского Кинофестиваля. Медведь - геральдический символ Берлина.
"Золотой Медведь" - главный приз Берлинского Кинофестиваля. Медведь - геральдический символ Берлина.

У Берлинского Кинофестиваля сложная история, но она не помешала ему стать третьим лучшим фестивалем мира.

Основанный в 1951 году, только в 1956 он набирает всемирную известность при поддержке США, Великобритании и Франции.

Главные принципы: интерконтинентальность и интернациональность всех стран и личностей соответственно. Именно Берлинале будет собирать как можно большее количество разных стран, особенно тех, которые обычно не попадаются на фестивалях такого уровня. От этого фестиваль кажется не всегда ровным в плане качества...

Главные особенности:

Фестиваль проводиться в феврале и очень характеризует мрачность и холод, выбранных им фильмов в не менее хладной Германии. Они могут быть сухо политическими или остросоциальными, но при этом не бояться высказываться и о красоте тела, всевозможных сексуальных табу и наготе, которая будет олицетворять душевную обнаженность.

Также в 1987 этот фестиваль будет первым, кто пустит в официальные награды приз "Тедди", за освещение ЛГБТ-тематики, тогда как на Венецианском "Голубой Лев" ("Квир-Лев"), появится только в 2007-ом. Толерантный и интеллектуальный, — так бы его можно было охарактеризовать.

Золотого Медведя получали такие фильмы как: судебная драма "12 Разгневанных Мужчин" Сидни Люмета; Наполненный красотой человеческого тела и лихой сатирой на религию "Кентерберийские Рассказы" Пазолини; Полудокументальный "Цезарь Должен Умереть" о заключенных, которые играют пьесу Шекспира;"О Теле и Душе" о той самой душевной наготе.

____________________________________________________________________________________

Вуди Аллен негодует...
Вуди Аллен негодует...

А какой фестиваль ближе Вам по духу? Пишите в комментариях и давайте же устроим лайковый фестиваль над этой статьей!

Подписывайтесь! Всем добра и здоровья!