Найти тему
Side effects

Кассеты: этап развито́го пиратства (ч.2)

В первой части я рассказал о первом этапе коллекционирования кассет, этапе записи в ларьках. Конечно с т.з. советского меломана, это уже этап доступной музыки, после по-настоящему начального этапа 60-70-х, с редким винилом из-под полы или заказ через знакомых знакомых дипломатов и интуристов, или дефицитный винил фирмы Мелодия… Но для современного меломана даже ларьки 30-летней давности это какая-то непонятная дичь.

Примерно к 92-93 году в России появились студийные кассеты, и лидером был польский MG Records с его синей и красной сериями — при этом логика деления на серии вообще не понятна, и там и там были и панк и металл и альтернатива и поп-рок, приходилось подходить к ларьку и водить глазами сверху вниз сплошняком — а забиты они были в основном польской продукцией поначалу (ещё TAKT (огромный каталог!) и Tact, Takt Music, ALF, Audio Max, RC, Baron Music, Triada, Poker Sound, Super Tape, Starling, ST Records, Euro Star — целый шквал из Посполитой), с очень редкими вкраплениями, например болгарский Unison, румынский Vivo, турецкий Hammer Müzik.

Для этого этапа (условно 92-95 годы) характерно низкоконкурентное пиратство: частые орфографические ошибки (Mickle Jackson, Bathory "Under One Flag" - название лейбла вместо одноименного альбома), неважное качество полиграфии (безвкусное превращение обложки альбома в кассетное издание), простой двусторонний принт. Из плюсов разве что глянец и широкий диапазон музыки: поток был бурный и новый, настоящий рай для пытливого уха, уставшего от дворового акустического говнорока.

Но почти сразу (по крайней мере формально) реальность стала вносить коррективы в розовые мечты флибустьеров: был принят и повис дамокловым мечом Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" 1993 года (и в Польше введены новые ограничения годом позже), быстрое перенасыщение спроса огромным количеством пиратской продукции — эти факторы отсеяли одни "лейблы" и породили новые.

Тут и российские "джентльмены" вошли в дело: Stable Records (возникли в Питере при муз. магазине "Караван" — пост-панк, готика, альтернатива), Always Records (подозрительно похожи на Stable качеством полиграфии и направлением, в основном альтернатива), Angels Of Hell Records (AoH, крупный московский лейбл при муз. магазине "Давай-Давай" в Москве — серии металл и панк), Хобгоблин (рекордз и лейбл — в основном металл, но не только, живы до сих пор), ГОБЛИН Records (небольшой каталог но шикарная полиграфия), Predator, Loud Sound, Euro Style, Global Music, уркаинский Moon Records.

Вы думаете, треш — это Слейер или Металлика? Вот настоящий треш!
Вы думаете, треш — это Слейер или Металлика? Вот настоящий треш!

И сами рок-магазины не отставали — зачем быть точкой сбыта, когда можно подкладывать ассортимент "от себя", и ещё и предлагать звукозапись? Лейблами кассет и дистрибуциями стали и ЗигЗаг, и Пурпурный Легион, и питерские Рок-подвал, Касл Рок и Рок Айленд.

Клуб ТаМтАм бомбил сборниками своих угашенных исполнителей на кассетах несколько самых активных лет (Джан Ку, Маркшайдер Кюнст, Кирпичи, Пилот, Химера, вот это вот всё — целый пласт наркотической альтернативы). Или врезавшийся в память сборник студии Союз "Трэш Твою Мать" (шедевр скудной мысли).

Где-то в это же время появился кассетный Irond, который стал в итоге пост-советским гегемоном с лицензионными CD. Был и польский Metal Mind Records с лицензионными изданиями хорошего уровня.

Новые лейблы середины 90-х уже имели на кассетах данные о неких лицензионных соглашениях, причем без смайликов, принты стали гораздо сложнее (часто включали лирику и выходные данные из оригинального буклета), а ассортимент как студийников так и доступной звукозаписи сильно "расширился в глубину" — ушлые пираты чётко заняли позицию в кассетной ценовой категории, снимая 90% того что издавалось на дорогих CD.

А примерно в 98 году появился ещё один тренд: появились настоящие, хардкорные пираты, с ужасного качества полиграфией из струйного ч.б. принтера, но, эти люди-индюки по-настоящему закрыли очень редкие релизы, которых больше не было почти нигде — на моих фотках есть такие кассеты, даже в Москве в начале 99 года было трудно найти The Soil Bleeds Black (если только не покупать родной компакт) или мало кто слушал дебри дэт или блек метал типа ...And Oceans или Stromlord (напрочь не помню что это даже примерно). Появился и пирацкий кассетный индастриал, тот самый, с тиражами 500-1000 экземпляров в оригинале (Deutsch Nepal, Death In June, Current 93). Горбушка была настоящей Тортугой.

Рынок при всём многообразии лейблов и куче разной доступной музыки, дал возможность услышать и оценить на бюджетном носителе почти всё что угодно, с тем чтобы докопаться до по-настоящему классных и интересных исполнителей и альбомов, доступных на CD разной степени оригинальности и крутости (слипкейс, диджипак). Сейчас по этому же принципу работает стриминг: понравился релиз = купи копию (файлы или вещь).

И тут пришёл август 98 года. Многие лейблы ушли с рынка навсегда. Многим людям банально стало не до увлечения музыкой надолго. Удешевление CD вскоре после этого, развитие интернета, появление форматов сжатия аудио MP3, OGG, FLAC (lossless), появление болванок CDR и приводов CDRW, появление DVD и приводов DVDRW, появление USB Flash накопителей и мп3 плееров — каждый этот шаг значительно менял правила игры, была тотальная война за скорости передачи информации на самом верху, что отразилось и на контенте.

На рубеже веков всё заполонили болванки с музыкой и фильмами.

Казалось бы, кассетный рынок д.б. исчезнуть под такими тяжелыми для бизнеса факторами (особенно на фоне огромных залежей мп3-серии "Домашняя коллекция" — целые дискографии десятков артистов в начале нулевых лежали просто везде!). Так ли это? Ответ в третьей части.