Мошенники пытаются штрафовать граждан за нарушение самоизоляции и «гарантируют» получение господдержки
Мошенники адаптировались к жизни в условиях эпидемии и активно внедряют схемы, эксплуатирующую «коронавирусную тематику». Почти каждая пятая жалоба на действия злоумышленников сегодня касается попытки выманить у граждан оплату фальшивого штрафа за нарушение режима самоизоляции или предложений оформить универсальный бессрочный пропуск. Такие данные приводятся в рэнкинге проекта ОНФ «За права заемщиков», с которым ознакомились «Известия». Мошенники обещают людям оказать содействие в получении материальной помощи от государства, заманивают их на фальшивые сайты, в том числе имитирующие порталы госорганов, а также предлагают оплатить лечение близких. Стресс, связанный с пандемией и ее последствиями, заметно снижает бдительность граждан и делает их легкой добычей для преступников, отмечают эксперты. Как не стать жертвой мошенников, выяснили «Известия».
Проштрафившиеся
Эксперты проекта «За права заемщиков» проанализировали более 140 тыс. сообщений с жалобами на действия мошенников в открытых источниках — на сайтах, форумах, страницах и группах в соцсетях. На основании этих данных, опубликованных с 29 марта по 15 мая, и был составлен рэнкинг наиболее распространенных схем, которые применяют злоумышленники в период пандемии. Как оказалось, чаще всего (26 тыс. сообщений, или 19% от их общего числа) жалуются на ложное информирование о штрафах за нарушение мер самоизоляции и продаже универсальных пропусков.
На втором месте (15% случаев, описанных в Сети) — предложения о содействии в получении материальной помощи от государства. Злоумышленники обещают, что, воспользовавшись их услугами, гражданам гарантируется поддержка из бюджета. Третий по распространенности способ мошенничества — создание фишинговых сайтов для оплаты коммунальных платежей. О таком способе обмана рассказывается в 10% сообщений.
Такое распределение жалоб эксперты связывают с тем, что в режиме ограничений многие граждане стремятся сократить свои издержки и пытаются поддерживать свой прежний уклад жизни с помощью тех средств, которые доступны в интернете. Кроме того, в новостях постоянно сообщают о том, что многие услуги переводятся в дистанционный режим, поэтому предложения о цифровом оформлении воспринимаются как нечто само собой разумеющееся.