Внутри Льюина Дэвиса
Доброе кино братьев Коэн про неудачника с котом
Очередная трагикомедия братьев Коэн, крайне вольно поставленная по мемуарам фолк-певца Дейва Ван Ронка, — про музыкальную сцену Нью-Йорка 60-х. Оскар Айзек играет неудачника с гитарой, живущего в долг, кочующего по диванам друзей, с отчаянием наблюдающего за успехом более молодых конкурентов и вечно одинокого — в какой-то момент к нему, правда, присоединяется рыжий кот с многозначительным именем, узнать которое Дэвису и зрителям доведется только в самом конце. В целом бессюжетное, но самое зрительское (оператор Брюно Дельбоннель снимал «Амели» и коэновскую новеллу парижского альманаха) и очаровательное кино Коэнов за долгое время.
Кэрол
Драма Тодда Хейнса по мотивам книги Патриции Хайсмит «Цена соли» о романе между двумя женщинами
Драма Тодда Хейнса по мотивам книги Патриции Хайсмит «Цена соли» о романе между двумя женщинами в конце пятидесятых годов; Юная Терез (Руни Мара) и состоятельная элегантная Кэрол (Кейт Бланшетт) знакомятся в канун Рождества в огромном магазине, где Терез подрабатывает продавцом; между ними быстро завязывается странная дружба. Главное достоинство «Кэрол» в том, что Хейнс, умелый драматург и вообще очень чуткий автор, из этой дружбы сделал деликатный роман воспитания. Там, где любой другой бы снял актуальную агитку за права меньшинства, Хейнс просто рассказывает историю первой любви, и эта история оказывается гораздо важнее любого политического заявления.
Тони Эрдманн
Трехчасовая немецкая комедия, обласканная критикой в Каннах
Главный сюрприз Канн-2016 — трехчасовая немецкая комедия, которую каннские критики до сих пор считают одним из лучших фильмов конкурса, несправедливо обделенным призами. Стареющий одинокий учитель музыки решает, что нет лучшего способа наладить отношения с дочерью, чем притвориться другим человеком. Он нацепляет кривую челюсть и несуразный парик и в таком виде заявляется к ней на день рождения, представляясь Тони Эрдманном. Количество неловких ситуаций и немых сцен к финалу становится критическим, а комическое становится трагическим.
Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни
Вдумчивый, но трудноописуемый фильм тайца Апичатпонга Вирасетакуна, получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах-2010
Дядюшка Бунми, страдая от почечной болезни, возвращается в родную деревню. Он поднимается на гору в заветную пещеру идей — своих прошлых жизней. Его собеседниками и спутниками оказываются сестра, племянник, призрак покойной жены, давно пропавший в лесу сын, обретший облик черной обезьяны с горящими глазами-фонариками, а также лаосский гастарбайтер. Фильм был награжден «Золотой пальмовой ветвью» в Каннах и канонизирован вместе с режиссером, чье имя до сих пор вызывает фонетические разночтения. По рейтингам нулевых годов поэт тайских джунглей по кличке Джо идет в авангарде мирового кинопроцесса. В этих джунглях открываются тайны мироздания, и даже курс диализа кажется не медицинской пыткой, а слиянием с круговоротом воды в природе. Фильм Вирасетакуна — о том, что раз есть прошлые жизни, значит, есть и будущие.
12 лет рабства
Экранизация реальной истории про чернокожего скрипача, которого продали в рабство, — от режиссера «Стыда» и «Голода»
В 1841 году чернокожий Соломон Нортап (Чиветель Эджофор) — семьянин, скрипач и свободный человек — соглашается на мутную подработку в цирке. Перебрав спиртного с будущими работодателями, наутро он проснется в цепях, будет продан в рабство и осядет на плантации Эдвина Эппса (Майкл Фассбендер) — садиста и насильника, свято верующего, что Библия оправдывает любые зверства над рабами. Каким бы специалистом ни был МакКуин в вопросе телесных страстей, «12 лет рабства» для него вынужденная попытка научиться говорить по-новому. До сих пор инструментарий автора ограничивался гвоздем и молотком. Яркость и чистота формы для МакКуина всегда стояла значительно выше внятного высказывания — все понимали, о чем он говорит, но вопросы все равно оставались дискуссионными. В «12 лет рабства» автор впервые берется за тему, по которой у вменяемого человека заведомо может быть только одно мнение. Но столкнувшись с необходимостью проговорить очевидные вещи, МакКуин не находит ничего лучше, как незамедлительно прибить их тем же молотком.
Проект Флорида
Изумительная инди-драма, снятая в орландовском захолустье
В мотеле «Волшебный замок» рулит сердобольный менеджер Бобби (Уиллем Дефо), а живут в основном маргиналы — среди них безработная, красочно татуированная Хейли (Бриа Винайт) и ее беззаботная дочурка Муни (Бруклин Принс), которая водит дружбу со сверстниками: Скути (Кристофер Ривера) и Дженси (Валерия Котто). Пока дети увлеченно проказничают, а солнце Флориды светит так ярко, кажется, будто ничто не сможет нарушить эту летнюю идиллию, — но, как часто бывает в реальной жизни, идиллия окажется мнимой, а над Хейли и Муни начнут сгущаться финансовые тучи. «Волшебный замок» не просто так расположен рядом с орландовским Диснейлендом — так режиссер Шон Бейкер хочет подчеркнуть, что не всем под силу заплатить за вход в мир чудес, хоть он и находится буквально под боком. Впрочем, не столько социальное расслоение и выживание в трущобах, сколько жизнь во всех ее проявлениях интересует Бейкера. Ее-то он и фиксирует на 35-миллиметровую пленку, не отказывая себе в визуальных красивостях (художественный шаг, который обретает новый смысл, если знать, что свой предыдущий фильм, «Танжерин», режиссер снял на три айфона). Однако не только в насыщенной цветокоррекции сила «Проекта «Флориды», а в том, что принято называть актерской химией: инстаграмщица Бриа Винайт и юное дарование Бруклин Принс — настоящие находки картины. Их дуэт слагает человечную, проникновенную и невероятно трогательную историю, способную изумить даже прожженного синефила.
Любовь
Каннский победитель 2012 года — мощная камерная трагедия Михаэля Ханеке про любовь и смерть двух пожилых преподавателей музыки, поставленная целиком в интерьере одной парижской квартиры
Жорж (Жан-Луи Трентиньян) и Анна (Эмманюэль Рива) — бывшие преподаватели музыки, доживающие свои дни в парижской квартире. Иногда их навещает дочь ( Изабель Юппер). После того как Анну разбивает инсульт, Жорж, ухаживая за ней, озабочен одной мыслью: как им вместе уйти из этой жизни? Ханеке, наконец, сделал самую личную свою картину. Режиссер с его неоклассическим «протокольным» стилем очищает ситуацию от подробностей, чтобы сосредоточиться на главном.
Меланхолия
Романтический фильм-катастрофа Ларса фон Триера
Копирайтер Жюстина (Кирстен Данст, приз в Каннах за женскую роль) должна выйти замуж в красивом замке, но ее все раздражает. Для тех, кто по каким-то причинам до сих пор сторонился знакомства с малоизвестным скандинавским автором, этот фильм, как бергмановский «Стыд» или «Матч-пойнт» Вуди Аллена, — хороший повод изменить принципам и полюбопытствовать. Виртуозно придуманная, работающая скорее на вау-эффект, чем на попытку распотрошить зрителя (с этой триеровской манерой у многих традиционно были проблемы), «Меланхолия» — это почти рекламный проспект к причудливой 20-летней карьере датчанина.
Однажды в Анатолии
Эпическая турецкая драма про поиски трупа
Формально «Однажды в Анатолии», с ее издевательским кивком в сторону Серджо Леоне, — намотанная на бесконечный рулон пленки и размазанная по однообразному ландшафту процедурная драма, где люди, обсуждая урологические и другие проблемы, полтора часа ищут труп, а потом еще примерно столько же думают, что с ним делать. За эту способность натянуть прозаический сюжет на эпических масштабов картину про стремление закапывать своих мертвых как можно глубже Джейлану хочется немедленно дать шоколадку. Нет, половинку.
Дюнкерк
Кристофер Нолан о спасении солдат из ловушки на берегу Ла-Манша
Военная драма про Дюнкеркскую эвакуацию английских, французских и бельгийских частей во время Второй мировой. В ходе этой операции было спасено более 300 000 солдат — и произошел перелом в войне. В фильме будет несколько пересекающихся таймлайнов, или, как их называет режиссер Кристофер Нолан («Интерстеллар», «Темный рыцарь»), смешанных темпоральных пластов, но не настолько сложно устроенных, как в сериале его брата Джонатана «Мир Дикого Запада». При этом действие разворачивается на берегу (сюжетная линия Гарри Стайлза из бойз-бенда One Direction), в море (линия Марка Райлэнса и Киллиана Мерфи) и в небе (Том Харди). Причем для воздушных съемок студия Warner Bros. за пять миллионов долларов приобрела раритетный самолет, а весь фильм снимался на 70-миллиметровую пленку IMAX.
Здесь можно посмотреть первую часть.