7:50. Тарасовский район. Река Калитва
Встреча была назначена на нашем заветном месте на берегу Калитвы. Как всегда бывает в этой жизни, первыми к месту сбора прибыли те, кто ехал издалека. Но это я ворчу попусту, формально все приехали вовремя.
Обсудив за горячим чаем–кофе маршрут поездки, расходимся по машинам и через десять минут уже трясёмся по щебёночной дороге внутри старых сосновых посадок Городищенской лесной дачи.
8:20. Тарасовский район. Городищенская лесная дача
Вдоль дороги много деревянных табличек советских времён, есть даже со стихами. Эта наглядная агитация изначально предназначалась детям, проводившим летние каникулы в оздоровительном лагере «Лесная республика», расположенном в самой старой части этого рукотворного соснового бора. Там и сейчас сказочно, и я уверен, что среди моих читателей найдутся те, кому посчастливилось там побывать. Обязательно поделитесь своими впечатлениями об этом удивительном месте в своих комментариях, буду ждать!
8:55. Миллеровский район, Лукьянов родник у Криворожья
Возле родника никого не было, и мы беспрепятственно наполнили ёмкости вкусной водой. Тревожило, что струйка воды стала совсем тощей, а выложенная камнем купель суха. А ведь когда-то этот родник пытались обуздать всем миром, кляня старого Лукьяна с его идеей раскопать маленький родничок под Мазуркиной горой для полива колхозного огорода! Я здесь бываю чуть ли не каждый год, и раз за разом отмечаю уменьшение дебита этого родника.
10:30. Кашарский район, берег реки Яблоновой
Обследуем большой выход сливных кварцитов, залазим в гроты и под каменные козырьки в поисках «царапок»–петроглифов. Очень отвлекает от поисковых работ необычность места. На каждом шагу перед глазами появляются фантастические ракурсы природы, которые грех не сфотографировать.
Там, где к каменному массиву можно подогнать телегу, видны следы работы каменотёсов, но ниже по склону каменные глыбы не тронуты.
Обнаруживаю здесь почти точную копию Белых Камней на Горе Городище: такие же песчаники довольно странной морфологии, с плоскими поверхностями. Это уже шестой выход кварцитов у нас в области, где я вижу такие камни. Они выветриваются гораздо сильнее, чем сливные кварциты, превращаясь в ослепительно белый кварцевый песок, в котором песчинки не круглые, а продолговатые, игольчатые. Эти песчаники похожи на стёсанные сталагмиты и довольно редко встречаются среди отдельно взятого выхода кварцитов.
Попутно фотографирую различные дефекты в кварцитах, чтобы потом мучить знакомых геологов своими расспросами. Увы, если с «дырками», «трубами» и «воронками» у них есть объяснения, то вот происхождение такого радиального растрескивания внутри внушительной глыбы остаётся загадкой.
11:50. Кашарский район, балка Скельная
Интересно, что первые петроглифы в Ростовской области были найдены в балке Скельной, которая находится в Верхнедонском районе. И вот ещё одна балка с таким же названием, в тридцати километрах от первой, и снова здесь обнаружены петроглифы!
Эта находка далась нам только с третьей экспедиции в эту балку, хотя этот грот я обнаружил ещё в самый первый раз. Но тогда он был занят крупным и очень нервным желтобрюхом, связываться с которым было бы опрометчиво. Лишь на третий раз грот оказался свободен, и перед моими глазами предстали лунки, солярный знак и другие детали древней композиции.
На этот раз мы всё досконально рассматриваем, фотографируем и измеряем.
14:30. Кашарский район, балка Копоневская
Мы планировали пообедать неподалёку от места наших изысканий, но тут нас поджидала неудача: столик с лавочками в лесу был занят весёлой компанией местных жителей. Пришлось ехать за горизонт, на берег пруда, замеченного нами в предыдущих поездках. Но уж если не везёт, так не везёт: пруд исчез и на его месте теперь были порыжевшие заросли рогоза вперемешку с хилым тростником.
Делать нечего: приходится обедать в эфемерной тени молодого ивняка, отбиваясь от возбуждённых нашим появлением комаров.
После обеда решаем обследовать местность. Мы находимся на самом водоразделе между Яблоновой и Чиром, вокруг почти голая степь и глазу не за что зацепиться. Разбредаемся в разные стороны: я направляюсь к розовым песчаным проплешинам на дальнем холме, коллеги идут искать родник, обозначенный на карте.
По дороге мне попадается старый боярышник, шевелящий корявыми ветвями под степным ветром. Выглядит жутковато, как застывший перед нападением монстр. Не хотел бы я ночью наткнуться на такое дерево в степи!
Подхожу к розовым проплешинам вблизи вершины холма и брожу в одной из них, тщательно рассматривая поверхность песка. Мелкий песок здесь окрашен соединениями железа, всюду валяются куски известняка. Этот геологический слой знаком мне уже давно. Он довольно скучен, в нём очень редко встречаются палеонтологические находки.
Зато байбакам розовый цвет явно нравится: по краям проплешины много нор. Самих сурков не видно, сейчас у них послеобеденный сон.
Направляюсь к друзьям, возвращающимся с разведки родника. Вести печальные: родник почти пересох, от него осталась лишь небольшая грязная лужица. Какая-то беда со всеми встретившимися нам на пути родниками...
Направляемся к машинам, чтобы ехать дальше...
Продолжение следует
Подписывайтесь на мой канал! И — особо буду благодарен за «лайк»!
Хотите знать больше? Много интересной и подробной информации о донском крае вы найдёте на моём познавательном портале «Донские Зори»!